Решение по делу № 2-645/2017 (2-5943/2016;) от 16.12.2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2017 года                      г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Болденкова Е.Ю., при секретаре Холодовой А.И.,

с участием представителя истца прокурора Нижнеилимского района Иркутской области – старшего помощника прокурора Иркутского района Иркутской области Семеновой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц к ООО «~~~» об обязании провести специальную оценку условий труда рабочих мест,

установил:

прокурор Нижнеилимского района Иркутской области действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «~~~», в котором просит обязать ООО «~~~» провести специальную оценку условий труда рабочих мест, а именно: рабочие места руководства предприятия – генерального директора, операционного директора, работников планово-экономического отдела, начальника отдела, ведущего экономиста, экономиста, финансового аналитика, казначея, аналитика по производству, ведущего специалиста по учету ГСМ, инженера-аналитика, работников отдала оплаты труда и заработной платы: начальника отдела; ведущего экономиста по труду и заработной плате; экономиста по труду и заработной плате, работников отдела бухгалтерского учета и налогообложения: главного бухгалтера; заместителя главного бухгалтера, работников сектора учета ТМЦ и основных средств: ведущего бухгалтера, бухгалтера 1 категории (2 рабочих места), работников сектора заработной платы: бухгалтера 1 категории; ведущего бухгалтера, работников сектора расчетов: бухгалтера 1 категории, работников сектора учета готовой продукции и себестоимости: ведущего бухгалтера, работников отдела охраны труда, промышленной и пожарной безопасности: начальника отдела; инженера по безопасности дорожного движения; инженера по охране труда и промышленной безопасности, работников отдела по работе с персоналом: начальника отдела; ведущего специалиста по кадровому делопроизводству; специалиста по кадровому делопроизводству, работников отдела информационных технологий: начальника отдела информационных технологий; инженера по контрольно измерительным приборам и автоматике; инженера (системного администратора); инженера программиста (1С); работников отдела материально-технического снабжения: начальника отдела МТС; ведущего специалиста по материально-техническому снабжению (3 рабочих места), работников центрального склада: заведующего центральным складом; кладовщика; грузчика, работников службы эксплуатации и ремонта: главного энергетика-начальника службы; ведущего инженера; слесаря-сантехника; электромонтера; электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования; уборщика служебных помещений, работников общежития: горничной, работников участка организации питания: кладовщика; специалиста; старшего дежурного по пункту приёма рабочей пищи; дежурного по пункту приёма рабочей пищи; подсобного рабочего; старшего повара; повара; кухонного рабочего, работников канцелярии: начальника канцелярии, работников центральной диспетчерской службы: начальника центральной диспетчерской службы; старшего диспетчера (2 рабочих места); диспетчера; диспетчера (с выполнением предрейсового медицинского осмотра); инженера по учету и связи, работников группы по онту лесозаготовительной техники: главного механика по ЛЗТ; инженера-. аника; ведущего механика; ведущего механика (по лесозаготовительной технике); механика (по лесозаготовительной технике); слесаря-инструментальщика; электрогазосварщика, работников бригады по ремонту лесозаготовительной техники: слесаря по ремонту лесозаготовительной техники, работников управления лесозаготовки (верхнего склада): заместителя начальника управления; инженера-аналитика, работников лесоуправления: начальника лесоуправления, работников отдела лесообеспечения: начальника отдела, работников группы отвода лесов: инженера, ведущего инженера (2 рабочих места); мастера по изысканию и отводу (2 рабочих места); лесоруба (2 рабочих места); водителя вездехода (2 рабочих места), работников отдела планирования и декларирования: начальника отдела; инженера 1 категории; инженера, работников автотранспортного управления: начальника автотранспортного управления; главного механика по АТ; старшего механика; механика, работников автоколонны (лесовозный транспорт): начальника автоколонны; раздатчика нефтепродуктов, работников автоколонны (лесовозный транспорт): начальника автоколонны, работников автоколонны вспомогательный транспорт), работников ремонтно-механической мастерской: ведущего механика (2 рабочих места); механика; вулканизаторщика; монтировщика шин; слесаря-ремонтника (2 рабочих места); водителя погрузчика; электорогазосварщика (2 рабочих места); слесаря по ремонту топливной аппаратуры; слесаря по ремонту двигателей внутреннего сгорания; слесаря по ремонту узлов и агрегатов; слесаря по ремонту автомобилей (автоэлектрика); слесаря по ремонту грузоподъёмных механизмов; слесаря; токаря; фрезеровщика, работников бригады по ремонту автомобильного транспорта, бригадира-механика; слесаря-ремонтника; слесаря по ремонту автомобилей, работников участка водного транспорта: капитана-наставника начальника участка; капитана-механика; сменного капитана; рулевого-моториста, работников дорожно-строительного управления: старшего мастера; механика; электорогазосварщика; машиниста автогрейдера; машиниста бульдозера; машиниста экскаватора.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в части проведения специальной оценки условий труда работников ООО «~~~», в ходе которой выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в не проведении специальной оценки условий труда в отношении 125 рабочих мест в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Установлено, что ООО «~~~» зарегистрировано с .... Иркутского района Иркутской области, фактически осуществляет деятельность в ...., имеет рабочих места, занятых работниками. По информации ООО «~~~» в настоящее время специальная оценка условий труда работников проведена в отношении 186 рабочих должностей, в отношении остальных рабочих должностей на предприятии специальная оценка не производилась.

Истец указывает, что таким образом ООО «~~~» не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона условия труда, а также получение дополнительных льгот, связанных с вредными условиями труда, которые могут быть установлены в результате данной оценки.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Иркутского района Иркутской области Семенова Е.Н., действующая на основании доверенности прокурора Нижнеилимского района Иркутской области от **/**/****, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагала, что требования прокурора основаны на законе, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме. В связи с неявкой ответчика выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

ООО «~~~» в судебное заседание свое представителя не направило по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела было извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу заявленных исковых требований, сведений об уважительности причин своей неявки ответчик суду не представило.

Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в порядке заочного производства.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд исследует доказательства, представленные истцом.

Выслушав пояснения представителя истца – старшего помощника прокурора Иркутского района Иркутской области Семеновой Е.Н., изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Федерального закона от **/**/**** «О специальной оценке условий труда».

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, установленных частью 1 ст. 17 указанного Федерального закона.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 3 Федерального закона ).

Проведение специальной оценки условий труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Специальная оценка условий труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Федерального закона ).

Результаты оценки условий труда используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования. При проведении специальной оценки условий труда проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств. При проведении специальной оценке условий труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы, тяжесть и напряженность труда.

Отсутствие специальной оценки условий труда впоследствии может лишить права работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе на получение досрочной пенсии. Не проведение специальной оценки условий труда, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц - всего населения города.

Проведение специальной оценки условий труда не связано с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение специальной оценки условий труда призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

Как установлено судом, ООО «~~~» (), требования трудового законодательства в оспариваемой части не выполняет.

Так, из ответа ООО «~~~» от **/**/**** за исх. следует, что по состоянию на **/**/**** общее количество штатных единиц составляет - 901,75; из них количество рабочих мест, занятых работниками – 802,75; количество рабочих должностей, отношении которых проведена СОУТ - 186 Руководство предприятия приняло решение о поэтапном проведении специальной оценки условий труда, в связи с большим количеством рабочих мест, а также, серьезных финансовых затрат. В настоящее время ведется заключение договора с организацией ООО «~~~», которая будет проводить СОУТ. Для завершения третьего этапа специальной оценки условий труда.

Доказательств того, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела ООО «~~~» была проведена специальная оценка условий труда в отношении 125 рабочих мест, не представлено.

При таких обстоятельствах, установив, что ООО «~~~» не исполняются требования законодательства об охране труда, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора – обязать ответчика провести специальную оценку условий труда рабочих мест.

При этом суд находит обоснованным заявленный представителем истца срок проведения оценки - до **/**/****, который является достаточным, реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ

Согласно абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку непроведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц – вероятных работников предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «~~~ – удовлетворить.

Обязать ООО «~~~» провести специальную оценку условий труда в отношении 125 рабочих мест, в срок до **/**/****.

Ответчик вправе подать в Иркутский районный суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка ответчика была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

    Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                    Е.Ю. Болденков

2-645/2017 (2-5943/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Нижнеилимского района
Ответчики
ООО "ТимберПром"
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Болденков Е.Ю.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
16.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2016Передача материалов судье
19.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017Судебное заседание
16.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2017Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее