Дело №57RS0022-01-2021-003913-11 Производство №2-62/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении к совершению действий,
установил:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявленных требований указал, что Орловским природоохранным межрайонным прокурором была проведена проверка по обращению ООО «Экоград» по вопросу длительного необеспечения приема на объекте обработки и оплаты твердых коммунальных отходов (далее ТКО), собранных на территории Кромского района Орловской области в 2019 г. и доставленных на площадку перегрузки в д. Закромский Хутор Кромского района Орловской области. В результате данной проверки выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, допущенные ООО УК «Зеленая Роща».
По результатам конкурсного отбора регионального оператора Орловской области Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с ООО УК «Зеленая Роща» заключено соглашение (номер обезличен) от 24.08.2018, согласно которому ООО УК «Зеленая Роща» с 01.01.2019г. присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
На территории Орловской области в настоящее время действует Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденная Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 №443.
Схема потоков, как элемент Территориальной схемы, предусматривает деление территории Орловской области и потоков отходов на 3 зоны деятельности регионального оператора: Мценскую, Ливенскую и Орловскую.
В Орловскую зону входит, в том числе, Кромской район Орловской области, с территории которого ТКО поступают на мусороперегрузочную станцию ООО «Экоград».
Ранее действовавшей территориальной схемой, утвержденной Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17.09.2018 №454/1, предусматривалось направление ТКО, собранных в Кромском районе Орловской области, на перегрузочную площадку в том же районе, а заем на объект переработки ТК в АО «ЭкоСити».
По результатам электронного аукциона ООО УК «Зеленая Роща» с ООО «Экоград» заключен договор (номер обезличен) от 18.12.2018.
Для реализации принятых по данному договору обязанностей по обращению с ТКО ООО «Экоград» с марта 2019 г. обеспечено функционирование площадки перегрузки ТКО вблизи д. Закромский Хутор Кромского района Орловской области путем заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен).
Для сбора ТКО из мест накопления на площадку перегрузки ООО «Экоград» заключил договор с ООО «Борть», а с площадки перегрузки транспортными средствами ООО «Экоград» направлялись на мусороперегрузочную станцию АО «ЭкоСити».
Вместе с тем, 28.05.2019 ТКО не были приняты АО «ЭкоСити» по мотивам того, что отходы подвержены первоначальной обработке и являются сырыми.
Проведенной проверкой Приокского межрегионального управления Росприроднадзора 10.12.2019 и 20.12.2019 установлено, что на площадке перегрузки складируются не подвергшиеся обработке ТКО.
Впоследствии ООО «Экоград» неоднократно направлял письма в адрес ООО «УК «Зеленая роща» по вопросу организации вывоза ТКО, однако никаких мер не принято.
По результатам совместного совещания при заместителе Председателя Правительства Орловской области от 12.10.2020 ответственным исполнителем организации вывоза ТКО с территории площадки возле д. Закромский хутор определено ООО «УК «Зеленая роща».
Вместе с тем, никаких действий ответчик по вывозу ТКО не предпринял, что привело к скоплению на перегрузочной площадке ТКО в объеме 5554,87 руб.
По указанным основаниям прокурор с учетом уточнения иска просил суд обязать ООО «УК «Зеленая Роща» обеспечить вывоз отходов, объемом 5554,87 кв.м., не подвергнутых сортировке, собранных ООО «Экоград» с мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Кромском районе Орловской области в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с ООО «УК «Зеленая Роща» от 18.12.2018 (номер обезличен), с территории площади перегрузки твердых коммунальных отходов, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: Орловская область, Большеколчевское сельское поселения, свалка, на объект размещения отходов в соответствии с действующей Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 (номер обезличен) в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Михайлова М.А. уточненные исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержала, на доводах, изложенных в исковом заявлении и письменном пояснении.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Зеленая роща» по доверенности Субботина А.В. иск не признала, поддержав ранее данные возражения. При условии удовлетворения иска просила учесть погодные условия и увеличить срок для исполнения решения суда.
Представитель ООО «Экоград» Черникова Е.И. в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы письменных объяснений.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Орловской области, Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора, АО «ЭкоСити», Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Ч. 2 ст. 24.6 указанного Закона предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 были утверждены Правила об обращении с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Постановлением Правительства Орловской области от 21.07.2017 №300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
24.08.2018 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО «УК «Зеленая роща» (региональный оператор) заключено соглашение (номер обезличен), в соответствии с которым по результатам конкурсного отбора Департамент поручает, а региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области, соглашением.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области в пределах зоны деятельности, определенной соглашением в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, действующими на территории Орловской области.
В соответствии с пунктом 9 соглашения региональный оператор обязуется, в том числе:
- до даты начала деятельности по обращению с ТКО, определенной п. 14 данного соглашения, заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Орловской области, на объектах, использование которых предусмотрено территориальной схемой,
- заключить договоры с операторами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой по ценам (тарифам), установленным операторам уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области,
- заключать договоры с операторами по обращению с ТКО в течение срока действия соглашения в отношении новых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, если их создание и использование будет предусмотрено территориальной схемой, по ценам (тарифам), установленным операторам уполномоченными органами исполнительной власти Орловской области,
- с даты начала осуществления деятельности по обращению с ТКО, осуществлять сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО,
- в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан обеспечить ликвидацию таких мест в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156,
- обеспечить транспортирование ТКО на объекты обращения с отходами, указанные в территориальной схеме, в соответствии с логистическими направлениями, определенными в территориальной схеме; изменение логистических направлений, определенных в территориальной схеме возможно по согласованию с Департаментом, в случае если такое изменение обоснованно и необходимо для оптимизации логистических потоков.
В п.п. 13, 14 и 15 соглашения определено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 01.01.2019, соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет и прекращает свое действие по истечении срока, определенного соглашением. Территорией, на которой региональный оператор осуществляет свою деятельность с 01.01.2019, является вся Орловская область.
В судебном заседании установлено, что на территории Орловской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов в 2019 г. осуществлялась в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (номер обезличен) от 12.10.2016 (в редакции Приказа Департамента (номер обезличен) от 17.09.2018г.), которая действовала до 16.09.2019.
Действующей с 16.09.2019 и в настоящее время территориальной схемой, утвержденной приказом Департамента от 16.09.2019 (номер обезличен), установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования) до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления).
Территориальной схемой по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 12.10.2016 (номер обезличен), действовавшей до (дата обезличена), были установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования), до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления).
Данной территориальной схемой предусмотрено направление ТКО, собранных на территории Кромского района, на перегрузочную площадку Кромского района, расположенную возле д. Закромский хутор Кромского района Орловской области, с последующим направлением на объект обработки ТКО АО «ЭкоСити» по адресу: (адрес обезличен).
18.12.2018 между региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград» заключен договор на оказание услуг по транспортированию (номер обезличен)
Предметом договора являлось транспортирование ТКО из мест накопления на объект обработки.
Согласно п. 1.3 договора услуга подлежала оказанию в соответствии с действующей Территориальной схемой.
Вместе с тем, в силу п. 13 вышеуказанных Правил ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз несет региональный оператор.
12.03.2019 ООО «Экоград» заключило с администрацией Кромского района Орловской области договор аренды земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) вблизи д. Закромский хутор Кромского района Орловской области.
Разрешенным использованием указанного участка являлось размещение свалки. Данный участок ООО «Экоград» использовал как перегрузочную площадку.
Сбор ТКО с мест накопления осуществлялся ООО «Борть» на основании договора субподряда.
Из актов об оказании услуг за 2019 г. следует, что в апреле 2019 г. на площадку доставлено 3286,85 куб.м. отходов, в мае 2019 г. – 2902,85 куб.м., в июне 2019 г. – 1141,45 куб.м.
В свою очередь, доставка ТКО с площадки накопления на объект обработки осуществлялся силами ООО «Экоград».
Указанные отходы вывезены только частично, остаток невывезенных отходов составил 5554,87 кв.м.
По делу также установлено, что начиная с мая 2019 г., доставленные ООО «Экоград» отходы не были приняты на переработку по мотивам несоответствия доставленного мусора критериям возможности его обработки (отходы имели признаки переработки, являлись мокрыми и т.д.).
Указанные факты подтверждаются представленными в материалы дела актами.
ООО «Экоград» в дальнейшем неоднократно направлял в адрес ответчика письма с требованиями обеспечить прием ТКО на обработку.
Между тем никаких мер по вывозу ТКО предпринято не было, ввиду разногласий между ООО «Экоград» и ООО «УК «Зеленая роща», кто из данных юридических лиц должен вывозить данные отходы.
Указанный вопрос являлся предметом обсуждения на совещании межведомственной рабочей группы по обеспечению экологической безопасности 12.10.2020, из которого следует, что ответственным исполнителем организации вывоза ТКО определен региональный оператор.
Однако до настоящего дела остатки ТКО на пункт обработки не вывезены, что сторонами не оспаривалось.
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО «УК «Зеленая роща» является сбор неопасных отходов, одним из дополнительных видов является: обработка и утилизация неопасных отходов, а также иные виды деятельности по обращению с отходами.
Основным видом деятельности ООО «Экоград» является обработка и утилизация неопасных отходов, дополнительными являются иные виды обращения с отходами, транспортирование их спецтехникой.
ООО «Экоград» относится к предприятиям 1 класса опасности «Мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 80 тыс. т/год.
Ответчик ООО «УК «Зеленая Роща», в предыдущем заседании, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, указывал на то, что причиной скопления ТКО на перегрузочной площадке послужило ненадлежащее исполнение ООО «Экоград» своих обязанностей по договору.
Суд с такой позицией не соглашается, поскольку как уже указано выше ООО «УК Зеленая роща», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Орловской области с 01.01.2019, на которое в силу закона возложена обязанность и ответственность за весь цикл обращения с отходами, не обеспечило перемещение ТКО к месту обработки ни согласно действующей, ни согласно ранее существовавшей территориальной схеме.
Вместе с тем, заслуживающими внимания являются доводы ответчика и представителя АО «ЭкоСити» о том, что ТКО с перегрузочной площадки не подлежат сортировке и подлежат перемещению на объект размещения отходов, минуя сортировку, поскольку согласно протоколу испытаний отходов от 13.12.2021 морфологический состав отходов, складированных на перегрузочной площадке, в большей степени состоит из отходов, не подлежащих сортировке и обработке, ввиду чего доставка ТКО на объект обработки ТКО признается нецелесообразной.
С данными доводами согласился и сам истец, уточнив заявленные требования.
Довод ответчика ООО «УК «Зеленая роща» о том, что объем подлежащих вывозу отходов определен неверно - расчетным путем, так как с длительным временем их нахождения на объекте объем остатков может измениться из-за физических и химических процессов, а также довод о том, что на перегрузочной площадке могут содержать иные отходы, судом во внимание не принимается, поскольку он ничем не подтвержден.
В свою очередь представитель ООО «Экоград», эксплуатирующий данную площадку, указал, что иные отходы на площадке не размещались.
Таким образом, объем отходов, подлежащих вывозу с вышеназванной площадки, судом определяется согласно требованиям прокурора.
Определяя в соответствии со ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения решения, суд учитывает пояснения представителя ответчика о том, что на площадку отсутствует подъезд с твердым покрытием, ввиду чего организация вывоза ТКО в зимнее и весеннее время представляется затруднительной. Таким образом, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.06.2022, полагая его достаточным.
При этом суд отмечает, что в случае возникновения обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочки исполнения решения с обоснованием и подтверждающими доказательствами объективной невозможности исполнения решения суда в установленный таким решением срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» обеспечить вывоз отходов, объемом 5554,87 кв.м., не подвергнутых сортировке, собранных ООО «Экоград» с мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Кромском районе Орловской области в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с ООО «УК «Зеленая Роща» от 18.12.2018 (номер обезличен), с территории площади перегрузки твердых коммунальных отходов, расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: Орловская область, Большеколчевское сельское поселения, свалка, на объект размещения отходов в соответствии с действующей Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 (номер обезличен) в срок до 01.06.2022.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2022.
Судья В.В. Каверин