Решение по делу № 2-226/2024 от 27.05.2024

№2-226/2024

УИД №10RS0015-01-2024000384-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2024 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Захаровой А.В.

с участием представителя ответчика администрации Пудожского муниципального района Панфиловой Ю.С., действующей на основании доверенности,

представителя органа опеки и попечительства Администрации Пудожского муниципального района Кабышевой А.К., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатович О.С. к Администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Игнатович О.С. обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. В заявлении указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за истцом закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. В указанной квартире также проживает лицо, лишенное родительских прав, ФИО2. Администрация Пудожского муниципального района, приняв ДД.ММ.ГГГГ постановление -П «Об отмене постановления от 04ДД.ММ.ГГГГ -П «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении», нарушила права истца. Вывод прокуратуры о том, что решение Пудожского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ противоречит закону, несостоятелен. Истец остался без попечения родителей в малолетнем возрасте, был передан в 2010 году на попечение органов опеки и попечительства, затем, под опеку бабушке. Орган опеки в период нахождения истца под опекой в несовершеннолетнем возрасте каких-либо мер к включению истца в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, не принимал. Истец в 2024 году обратился к ответчику с заявлением о включении в Список, на что получил отказ, поскольку за истцом сохранено право пользования жилым помещением и он зарегистрирован по месту жительства. Истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании постановления администрации Авдеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Истец не обладает правами собственности на жилье и нуждается в обеспечении жильем. Просит обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фона, отвечающее установленным действующим социальным условиям и санитарным нормам.

Ответчик- администрация Пудожского муниципального района представил отзыв, в котором с иском не согласился. В отзыве указал, что истец в мае 2019 г. обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в <адрес>, поскольку в квартире проживает мать, лишенная родительских прав, также имеется решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, истец включен в Список по <адрес>, В августе 2019 г. по представлению прокурора <адрес> принято решение об отмене правовых актов администрации об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении. Истец исключен из Списка. Жилое помещение в <адрес> находится в муниципальной собственности и передано бабушке истца Игнатович А.А. в пользование, при установлении опеки истец был зарегистрирован в данной квартире. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (встал в возрасте 27 лет). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец в Списке не состоит. В феврале 2024 г. истец обратился в Администрацию Пудожского муниципального района с заявлением о включении в Список. Факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях не установлен, жилое помещение по месту регистрации находится в удовлетворительном состоянии, непригодным не признано. В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия, его интересы представляет по доверенности Игнатович А.А.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, иск поддерживает. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что проживание истца с матерью, лишенной родительских прав истца невозможно по причине того, что она ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртным. Квартиру привела в непригодное для проживания состояние. Истец находился в зоне проведения СВО, в настоящее время не может проживать в указанном жилом помещении.

Представитель ответчика- Администрации Пудожского муниципального района в судебном заседании доводы отзыва поддержала, просила в иске отказать.

Третьи лица – ФИО2, представители Администрации Авдеевского сельского поселения в судебное заседание не явились, отзывов не представили.

В письменных пояснениях Министерство социальной защиты Республики Карелия сообщило, что истец не состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и является лицом, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет. Согласно Правил формирования указанного Списка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Представитель органа опеки в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению

Выслушав, представителя ответчика, представителя органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Согласно ст.ст.7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании подп.2 п.4 ст.8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N397 утверждены Правила, которые устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.2 указанных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия в т.ч.: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с указанными лицами.

Согласно п.7 ст.8 Закона N159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу п.9 ст.8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что Игнатович О.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Пудожского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Игнатовича Олега Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетние переданы органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК -П от ДД.ММ.ГГГГ об установлением опеки над несовершеннолетними Игнатовичем Олегом Сергеевичем и ФИО4 опекуном назначена Игнатович А.А.

Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района РК от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Игнатовичем Олегом Сергеевичем и ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: РК, <адрес>.

ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти.

В закрепленном за истцом жилом помещении зарегистрирована и проживает мать ФИО2, лишенная родительских прав в отношении истца.

Решением Пудожского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования ФИО4, в интересах которой действует Игнатович Алевтина Анатольевна, к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия, ФИО2 об обязании осуществления принудительного обмена жилого помещения оставлены без удовлетворения. Отказано в принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: РК, <адрес>.

Суд пришел к выводу, что отсутствуют варианты обмена жилого помещения, поскольку, учитывая характеристики предлагаемой к размену квартиры по адресу: РК, <адрес>, возможность ее обмена на 2 и более квартиры с сохранением нормы предоставления не имеется. Учитывая права всех лиц на данное жилое помещение, оно подлежит размену не менее, чем на три отдельных жилых помещения: для матери истца - ФИО2, для брата истца - Игнатович О.С., а также для самой истицы.

Решение суда вступило в законную силу.

На основании данного решения суда постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -П установлен факт невозможности проживания Игнатовича О.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ -П Игнатович О.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ( строка 70).

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> внесено представление в адрес главы администрации Пудожского муниципального района об устранении нарушений жилищных прав детей-сирот по факту необоснованного установления факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении Игнатович О.С. и ФИО4 Прокуратура пришла к выводу, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не может быть положено в основу установления факта невозможности проживания в квартире по адресу: <адрес>. с матерью, лишенной родительских прав, поскольку указанная квартира не признана непригодной для проживания, Игнатович О.С. и ФИО4 являются совершеннолетними и не представили доказательств невозможности совместного проживания с матерью, при этом каких-либо противоправных действий со стороны матери, лишенной родительских прав. по отношению к детям не совершалось.

В связи с данным представлением администрацией Пудожского муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П об отмене постановления -П «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Игнатович О.С.», в связи с чем Приказом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ -П истец исключен из Списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Жилое помещение, в котором в настоящее время зарегистрирован и проживает истец по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, предоставлено нанимателю бабушке истца Игнатович А.А.. В указанную квартиру при установлении опеки бабушкой Игнатович А.А. был зарегистрирован истец.

Постановлением ответчика -П от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Истец обратился в администрацию Авдеевского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которая постановлением от ДД.ММ.ГГГГ приняла истца на учет, очередь по Авдеевскому сельскому поселению -28, по <адрес>- 17.

Также истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -П истцу отказано во включении в данный Список, поскольку за истцом сохранено право пользования квартирой, факт невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении не признавался, истец достиг возраста 27 лет.

Отказ в удовлетворении обращения истца обоснован ответчиком, в том числе с тем обстоятельством, что заявитель до достижения возраста 23 лет не встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В силу ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец в несовершеннолетнем возрасте в 2010 году был передан под опеку бабушке Игнатович А.А., которая обращалась с заявлением в суд в интересах опекаемых внуков, об обязании осуществления принудительного обмена ранее закрепленного жилого помещения, в котором проживает мать ФИО2, лишенная родительских прав. Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований, на основании которого истец включен в Список. Впоследствии, в связи с отменой на основании представления прокурора постановления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, истец был исключен из Списка.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Доводы ответчика о том, что закрепленная за истцом квартира не признана непригодной для проживания, доказательств невозможности совместного проживания с матерью, лишенной родительских прав, не представлено, при этом каких-либо противоправных действий со стороны матери по отношению к истцу не совершалось, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ).

В данном случае юридическое значение имеет именно факт лишения матери родительских прав, ее фактическое проживание в закрепленном за истцом жилом помещении и объективная невозможность проживания истца с родителем, лишенных родительских прав.

Достижение лицом, в отношении которого принято решение о лишении родительских прав, возраста 18 лет, по мнению суда, не может служить основаниям, свидетельствующим о том, что достижение определенного возраста ( совершеннолетия) исключат сам по себе факт невозможности проживания его с родителем ( родителями ) лишенными в отношении него родительских прав.

Из пояснений представителя истца следует, что мать истца по – прежнему ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками.

Регистрация и вселение истца в квартиру, предоставленную опекуну по договору социального найма, было обусловлено лишением матери истца родительских прав, передачей детей от матери к опекуну. При этом данное обстоятельство не означает обеспечение истца жилым помещением.

Указанные обстоятельства не были учтены ответчиком при отмене постановления об установлении факта невозможности проживания истца в ранее закрепленном жилом помещении, последующем исключении истца из Списка, тем самым, лишив истца право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о наличии объективных и уважительных причин, к которым относятся неправомерное снятие истца со Списка, не позволивших ему своевременно реализовать жилищные права.

Принимая во внимание, что право на меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истцом до настоящего времени не реализованы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Игнатовичу Олегу Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, () благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.

Взыскать с Администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия (ИНН 1015001457) в пользу Игнатовича Олега Сергеевича () расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Копин С.А.

№2-226/2024

УИД №10RS0015-01-2024000384-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2024 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Захаровой А.В.

с участием представителя ответчика администрации Пудожского муниципального района Панфиловой Ю.С., действующей на основании доверенности,

представителя органа опеки и попечительства Администрации Пудожского муниципального района Кабышевой А.К., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатович О.С. к Администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Игнатович О.С. обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. В заявлении указал, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за истцом закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. В указанной квартире также проживает лицо, лишенное родительских прав, ФИО2. Администрация Пудожского муниципального района, приняв ДД.ММ.ГГГГ постановление -П «Об отмене постановления от 04ДД.ММ.ГГГГ -П «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении», нарушила права истца. Вывод прокуратуры о том, что решение Пудожского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ противоречит закону, несостоятелен. Истец остался без попечения родителей в малолетнем возрасте, был передан в 2010 году на попечение органов опеки и попечительства, затем, под опеку бабушке. Орган опеки в период нахождения истца под опекой в несовершеннолетнем возрасте каких-либо мер к включению истца в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, не принимал. Истец в 2024 году обратился к ответчику с заявлением о включении в Список, на что получил отказ, поскольку за истцом сохранено право пользования жилым помещением и он зарегистрирован по месту жительства. Истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании постановления администрации Авдеевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Истец не обладает правами собственности на жилье и нуждается в обеспечении жильем. Просит обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фона, отвечающее установленным действующим социальным условиям и санитарным нормам.

Ответчик- администрация Пудожского муниципального района представил отзыв, в котором с иском не согласился. В отзыве указал, что истец в мае 2019 г. обратился с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в <адрес>, поскольку в квартире проживает мать, лишенная родительских прав, также имеется решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, истец включен в Список по <адрес>, В августе 2019 г. по представлению прокурора <адрес> принято решение об отмене правовых актов администрации об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении. Истец исключен из Списка. Жилое помещение в <адрес> находится в муниципальной собственности и передано бабушке истца Игнатович А.А. в пользование, при установлении опеки истец был зарегистрирован в данной квартире. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ (встал в возрасте 27 лет). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец в Списке не состоит. В феврале 2024 г. истец обратился в Администрацию Пудожского муниципального района с заявлением о включении в Список. Факт невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях не установлен, жилое помещение по месту регистрации находится в удовлетворительном состоянии, непригодным не признано. В связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия, его интересы представляет по доверенности Игнатович А.А.

Представитель истца в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, иск поддерживает. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что проживание истца с матерью, лишенной родительских прав истца невозможно по причине того, что она ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртным. Квартиру привела в непригодное для проживания состояние. Истец находился в зоне проведения СВО, в настоящее время не может проживать в указанном жилом помещении.

Представитель ответчика- Администрации Пудожского муниципального района в судебном заседании доводы отзыва поддержала, просила в иске отказать.

Третьи лица – ФИО2, представители Администрации Авдеевского сельского поселения в судебное заседание не явились, отзывов не представили.

В письменных пояснениях Министерство социальной защиты Республики Карелия сообщило, что истец не состоит в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и является лицом, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет. Согласно Правил формирования указанного Списка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

Представитель органа опеки в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению

Выслушав, представителя ответчика, представителя органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Согласно ст.ст.7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании подп.2 п.4 ст.8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N397 утверждены Правила, которые устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п.2 указанных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия в т.ч.: по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с указанными лицами.

Согласно п.7 ст.8 Закона N159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу п.9 ст.8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что Игнатович О.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Пудожского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Игнатовича Олега Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Несовершеннолетние переданы органу опеки и попечительства для дальнейшего устройства. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК -П от ДД.ММ.ГГГГ об установлением опеки над несовершеннолетними Игнатовичем Олегом Сергеевичем и ФИО4 опекуном назначена Игнатович А.А.

Постановлением администрации Авдеевского сельского поселения Пудожского муниципального района РК от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними Игнатовичем Олегом Сергеевичем и ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: РК, <адрес>.

ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти.

В закрепленном за истцом жилом помещении зарегистрирована и проживает мать ФИО2, лишенная родительских прав в отношении истца.

Решением Пудожского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу исковые требования ФИО4, в интересах которой действует Игнатович Алевтина Анатольевна, к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия, ФИО2 об обязании осуществления принудительного обмена жилого помещения оставлены без удовлетворения. Отказано в принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: РК, <адрес>.

Суд пришел к выводу, что отсутствуют варианты обмена жилого помещения, поскольку, учитывая характеристики предлагаемой к размену квартиры по адресу: РК, <адрес>, возможность ее обмена на 2 и более квартиры с сохранением нормы предоставления не имеется. Учитывая права всех лиц на данное жилое помещение, оно подлежит размену не менее, чем на три отдельных жилых помещения: для матери истца - ФИО2, для брата истца - Игнатович О.С., а также для самой истицы.

Решение суда вступило в законную силу.

На основании данного решения суда постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -П установлен факт невозможности проживания Игнатовича О.С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ -П Игнатович О.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ( строка 70).

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> внесено представление в адрес главы администрации Пудожского муниципального района об устранении нарушений жилищных прав детей-сирот по факту необоснованного установления факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении Игнатович О.С. и ФИО4 Прокуратура пришла к выводу, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не может быть положено в основу установления факта невозможности проживания в квартире по адресу: <адрес>. с матерью, лишенной родительских прав, поскольку указанная квартира не признана непригодной для проживания, Игнатович О.С. и ФИО4 являются совершеннолетними и не представили доказательств невозможности совместного проживания с матерью, при этом каких-либо противоправных действий со стороны матери, лишенной родительских прав. по отношению к детям не совершалось.

В связи с данным представлением администрацией Пудожского муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П об отмене постановления -П «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Игнатович О.С.», в связи с чем Приказом Министерства социальной защиты РК от ДД.ММ.ГГГГ -П истец исключен из Списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Жилое помещение, в котором в настоящее время зарегистрирован и проживает истец по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности, предоставлено нанимателю бабушке истца Игнатович А.А.. В указанную квартиру при установлении опеки бабушкой Игнатович А.А. был зарегистрирован истец.

Постановлением ответчика -П от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Истец обратился в администрацию Авдеевского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которая постановлением от ДД.ММ.ГГГГ приняла истца на учет, очередь по Авдеевскому сельскому поселению -28, по <адрес>- 17.

Также истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ -П истцу отказано во включении в данный Список, поскольку за истцом сохранено право пользования квартирой, факт невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении не признавался, истец достиг возраста 27 лет.

Отказ в удовлетворении обращения истца обоснован ответчиком, в том числе с тем обстоятельством, что заявитель до достижения возраста 23 лет не встал на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В силу ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец в несовершеннолетнем возрасте в 2010 году был передан под опеку бабушке Игнатович А.А., которая обращалась с заявлением в суд в интересах опекаемых внуков, об обязании осуществления принудительного обмена ранее закрепленного жилого помещения, в котором проживает мать ФИО2, лишенная родительских прав. Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований, на основании которого истец включен в Список. Впоследствии, в связи с отменой на основании представления прокурора постановления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, истец был исключен из Списка.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Доводы ответчика о том, что закрепленная за истцом квартира не признана непригодной для проживания, доказательств невозможности совместного проживания с матерью, лишенной родительских прав, не представлено, при этом каких-либо противоправных действий со стороны матери по отношению к истцу не совершалось, являются необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ).

В данном случае юридическое значение имеет именно факт лишения матери родительских прав, ее фактическое проживание в закрепленном за истцом жилом помещении и объективная невозможность проживания истца с родителем, лишенных родительских прав.

Достижение лицом, в отношении которого принято решение о лишении родительских прав, возраста 18 лет, по мнению суда, не может служить основаниям, свидетельствующим о том, что достижение определенного возраста ( совершеннолетия) исключат сам по себе факт невозможности проживания его с родителем ( родителями ) лишенными в отношении него родительских прав.

Из пояснений представителя истца следует, что мать истца по – прежнему ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками.

Регистрация и вселение истца в квартиру, предоставленную опекуну по договору социального найма, было обусловлено лишением матери истца родительских прав, передачей детей от матери к опекуну. При этом данное обстоятельство не означает обеспечение истца жилым помещением.

Указанные обстоятельства не были учтены ответчиком при отмене постановления об установлении факта невозможности проживания истца в ранее закрепленном жилом помещении, последующем исключении истца из Списка, тем самым, лишив истца право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о наличии объективных и уважительных причин, к которым относятся неправомерное снятие истца со Списка, не позволивших ему своевременно реализовать жилищные права.

Принимая во внимание, что право на меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, истцом до настоящего времени не реализованы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Пудожского муниципального района (ИНН 1015001457) предоставить Игнатовичу Олегу Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, () благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района Республики Карелия.

Взыскать с Администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия (ИНН 1015001457) в пользу Игнатовича Олега Сергеевича () расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Копин С.А.

2-226/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Игнатович Олег Сергеевич
Ответчики
администрация Пудожского муниципального района
Другие
Администрация Авдеевского сельского поселения
Министерство социальной защиты РК
Игнатович Ольга Александровна
отдел опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района
Игнатович Алевтина Анатольевна
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
27.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее