Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело №а-2876/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.
При секретаре Кузиковой Н.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Пономаревой Юлии Александровны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Пономарева Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что является собственником помещений общей площадью 1203,5 кв.м, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20.10.2014г.
22.06.2018г. Точасова М.В., являясь представителем собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома от 27.07.2017г. в соответствии с и. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Дедерации» обратилась в Администрацию г. Ростова-на-Дону и ДИЗО г. Ростова-на-Дону с заявлением о предпринятии всех необходимых действий для государственного кадастрового учета изменений, связанных с прекращением существования земельных участков с кадастровыми номерами № и формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие состав этого дома объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, в границах, указанных в проекте Межевого плана от 05.07.2017г.
В августе 2018 года за № 59-34-2/21832 от 01.08.2018г. в адрес Точасовой М.В. от ДАиГ г. Ростова-на-Дону был получен отказ в формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом по адресу: <адрес> в виду того, что Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в настоящее время не разработан и не утвержден проект планировки и межевания территории, на которой расположен формируемый земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 этой же статьи в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Нормами п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления.
Решением общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Точасова М.В. была уполномочена на обращение в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Письмом № 18765 от 29.08.2017 г. ДИЗО г. Ростова-на-Дону уведомило Точасову М.В. о том, что в соответствии с подп. 4 и 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 г. № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» организация подготовки и принятия проектов планировки территорий и проектов межевания территории находится в компетенции ДАиГ г. Ростова-на-Дону. Однако на сегодняшний день проект планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, отсутствует.
Бездействие ДАиГ г. Ростова-на-Дону привело к невозможности формирования земельного участка под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, истец, уточнив требования, просит суд признать незаконным бездействие ДАиГ г. Ростова-на-Дону, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>. Обязать ДАиГ г. Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения путем разработки и утверждения проекта планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело в их отсутствие рассмотрено судом в порядке ст. 226 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что Пономарева Ю.А. является собственником помещений общей площадью 1203,5 кв.м, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20.10.2014г.
Точасова М.В., уполномоченная собственниками помещений в вышеуказанном многоквартирном доме, обратилась в ДАиГ города Ростова-на-Дону с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу, <адрес>, в котором просила предпринять все необходимые действия для государственного кадастрового учета изменений, связанных с прекращением существования земельных участков с кадастровыми номерами № и формировании земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие состав этого дома объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, в границах, указанных в проекте Межевого плана от 05.07.2017г.
Письмом от 01.08.2018 г. № 59-34-2/21832 Точасовой М.В. было отказано в формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом в связи с тем, что земельный участок под многоквартирными домами № 42,44,46а уже сформирован и состоит на государственном кадастровом учете (КН №) и основания для изменения его границ и увеличения его площади отсутствуют. Относительно требования о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 61№ в письме указано на то, что ДАиГ г. Ростова-на-Дону не наделен полномочиями по обращению в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости с заявлениями о постановке на кадастровый учет, снятии с кадастрового учета и о внесении изменений в кадастровые сведения о земельных участках. Одновременно заявителю было разъяснено, что согласно требованиям ст. 11.3 ЗК РФ образование земельного участка из земель, право государственной собственности на которые не разграничено, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории. Однако утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование земельного участка в предлагаемых Точасовой М.В. границах, отсутствует
Полагая, что бездействие ДАиГ г. Ростова-на-Дону, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории, на которой расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, препятствует формированию земельного участка под названным многоквартирным домом и нарушает права административного истца, последний обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Пономаревой Ю.А. в связи со следующим.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определены основные понятия, применяемые при осуществлении градостроительной деятельности. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; под функциональными зонами - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Этой же статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зонирование территорий муниципальных образований (градостроительное зонирование) осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; в свою очередь, территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Согласно требованиям ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст. 46 (части 5, 6) Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
По смыслу ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер. При этом проведение публичных слушаний направлено на соблюдение баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Поскольку публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, так как результаты публичных слушаний не обязательны для уполномоченного органа местного самоуправления при принятии им распорядительного решения, то публичные слушания и их результаты не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 10 ст. 46 ГрК РФ).
В силу ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Применительно к положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществляют свою деятельность самостоятельно в пределах своих полномочий и под свою ответственность.
Из смысла указанных положений закона следует, что акты, регламентирующие вопросы местного значения, принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из собственного представления о необходимости правового регулирования тех или иных отношений, без вмешательства в их нормотворческую и хозяйственную деятельность.
В силу ст. 46 Градостроительного кодекса РФ принятие решения о подготовке документации по планировке территории, в состав которой входят, в том числе проекты межевания территории, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления поселения, городского округа.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Таким образом, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о подготовке документации по планировке территории, в состав которой входят, в том числе проекты межевания территории.
Кроме того, довод Пономаревой Ю.А. о том, что отсутствие утвержденного проекта межевания спорной территории препятствует как административному истцу, так и другим собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в формировании земельного участка под данным многоквартирным домом, опровергается материалами дела.
Так, из представленных суду выписок из ЕГРН следует, что земельный участок под данным многоквартирным домом сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер № площадь 2592 кв. м, вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома, в том числе, со встроенными и (или) встроено-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.
Таким образом, Пономаревой Ю.А. не приведено убедительных доказательств, нарушения ее прав и охраняемых законом интересов отсутствием утвержденного проекта межевания спорной территории.
Между тем, при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий/бездействия органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия/бездействия субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время, как уже отмечалось судом ранее, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
При необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Пономаревой Ю.А., поскольку сформулированные истцом требования в случае их удовлетворения предполагают, по сути, вмешательство суда в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым. Следовательно, избранный административным истцом способ защиты нарушенного права противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Пономаревой Юлии Александровны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий