УИД 37RS0019-01-2021-001698-40
Производство № 2 – 1088/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,
при секретаре Наумовой П.А.,
при участии прокурора Моторова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Прокурора Гаврилов-Ямского рана Ярославской области к ООО «Спутник-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Гаврилов-Ямского рана Ярославской области обратился в суд с иском ООО «Спутник-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района в рамках осуществления текущего надзора проведена проверка в сфере исполнения законодательства о доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите, в том числе по вопросу отсутствия в аптечных учреждениях района мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов. Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ), доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а так же мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ), под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством: экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. На основании ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения; спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Таким образом, аптечный пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Менжинского, д. 57, пом. 34, ведет фармацевтическую деятельность которую осуществляет ООО «Спутник-2000» и относится к объектам социальной инфраструктуры. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Спутник-2000» осуществляет фармацевтическую деятельность, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения на основании лицензии от 12.10.2020 № ЛО-76-02-001227, выданной Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области. В нарушение требований ФЗ № 181-ФЗ и Свода правил («СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр.) при входе в аптечный пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Менжинского, д. 57, пом. 34, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях. Следовательно, не реализованы в необходимом достаточном объеме мероприятия для обеспечения беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству лицам, являющимся инвалидами до зрению. Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контактные указатели шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безопасности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на теста и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. На основании изложенного, прокурором района в адрес директора ООО «Спутник-2000» 09.06.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства о доступности социальной инфраструктуры для инвалидов в деятельности аптечного пункта организации. Из ответа директора ООО «Спутник-2000» от 21.06.2021 на данное представление следует, что финансовые средства на устранение нарушений у Общества отсутствуют, в связи с чем исполнить требования прокурора в настоящее время не предоставляется возможным. С целью обеспечения доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите государства, необходимо незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений. На основании вышеизложенное, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27, ч.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом изменения исковых требований, прокурор просит суд обязать ООО «Спутник - 2000» установить при входе в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Менжинского, д. 57, дом. 34, информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающие информацию о помещениях в здании, з соответствии с п. 6.5.12. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – прокурор прокуратуры Советского района г. Иваново Моторов А.А. иск поддержал.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске отказать, поскольку помещение аптечного пункта не относится к местам массового пребывания людей.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения от 08.06.2021 Прокуратурой района в рамках осуществления текущего надзора проведена проверка в сфере исполнения законодательства о доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите, в том числе по вопросу отсутствия в аптечных учреждениях района мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Спутник-2000» осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Менжинского, д. 57, пом. 34.
Указанное помещение предоставлено ответчику на основании договора аренды от 24.07.2020 и от 01.05.2021 с Сергеичевой Е.И.
Полагая, что данный объект относится к объектам социальной инфраструктуры, прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление о необходимости установления информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях.
В связи с неисполнением представления, прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
Суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
Согласно п. 7 ст. 30 ФЗ № 384-ФЗ доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а так же мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 181- ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством: экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения; спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, суд соглашается с доводом надзорного органа, что аптечный пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, г. Гаврилов-Ям, ул. Менжинского, д. 57, пом. 34, в котором ООО «Спутник-2000» осуществляет фармацевтическую деятельность, относится к объектам социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, согласно действующей редакции п.6.5.12 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Из буквального содержания данного пункта следует, что обязанность по оборудованию помещения тактильной (тактильно-звуковой) схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании возникает у владельца не любого объекта социальной инфраструктуры, а только у такого объекта, который подпадает под понятие здания с массовым пребыванием людей.
Согласно пп.6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Каких-либо доказательств, что спорный объект, площадью 35 кв.м, состоящий из одного помещения относится к месту (зданию) массового пребывания людей истцом не представлено.
Ссылка истца на п.6.5.9 указанного СП судом отклоняется, поскольку согласно данному пункту информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Таким образом, в данном пункте идет речь об иных табличках – информационных, а не о тактильных схемах, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Прокурора Гаврилов-Ямского рана Ярославской области к ООО «Спутник-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2021 года.