66RS№-31 №а-4242/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07.07.2020 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Никитиной Л.С.,
при секретаре судебного заседания <ФИО>5,
с участием административного истца <ФИО>2, представителя административных ответчиков Управления Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области, <ФИО>1 Управления Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3-<ФИО>7,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>2 к Управлению Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области, <ФИО>1 Управления Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3 о признании незаконным действий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>2 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области (далее по тексту-<ФИО>1 по Свердловской области), в котором заявлены требования о признании незаконным действий <ФИО>1 по Свердловской области, нарушающего нормы Приказа ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности", обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано, что <ФИО>2 обратился в <ФИО>1 по Свердловской области с заявлением о преступлении, в котором излагались факты совершения в отношении него преступления. ДД.ММ.ГГГГ для ознакомления <ФИО>2 выдан ответ заместителя <ФИО>1 по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Р-2021 <ФИО>6 Из данного ответа не усматривается, в связи с чем, заявление о преступлении не было зарегистрировано. Из изложенного следует, что руководитель <ФИО>1 по Свердловской области не зарегистрировал заявление о преступлении, а просто скрыл факт его регистрации. Действиями <ФИО>1 по Свердловской области нарушаются нормы Приказа ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 205, а также права на защиту, изложенные в статьях 2, 15, 19, 20, 21, 24, 32, 45, 52, 53, 55, 56, 64 Конституции РФ, а также в статьях 2, 3, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 41 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечен <ФИО>1 <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3
В судебном заседании административный истец <ФИО>2, опрошенный с использованием системы видеоконференц-связи, настаивал на удовлетворении заявленных требований по предмету и основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3 в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю <ФИО>7 Учитывая надлежащее извещение указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков <ФИО>1 по Свердловской области, <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3-<ФИО>7, действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на административный иск. Пояснила, что из обращения <ФИО>2, поступившего в <ФИО>1 по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, следовало, что заявитель отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-18 ГУФСИН <ФИО>1 по <адрес> и просит привлечь к уголовной ответственности Президента РФ за организацию покушения на убийство <ФИО>2, совершенного спецконтингентом и руководством исправительного учреждения, находящегося в <адрес>. Управление ФСБ <ФИО>1 по Свердловской области не является органом, осуществляющим полномочия на территории <адрес>. На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ обращение <ФИО>2 направлено в <ФИО>1 по <адрес> для дальнейшего рассмотрения. <ФИО>1 по Свердловской области какие-либо действия, выразившиеся в нарушении приказа ФСБ <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ № при рассмотрении обращения <ФИО>2, не совершались, в связи с чем, не могут быть признаны несоответствующими действующему законодательству.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. В данном деле такая совокупность отсутствует.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в <ФИО>1 по Свердловской области поступило заявление <ФИО>2, отбывающему наказание в ФКУ ИК-18 ГУФСИН <ФИО>1 по <адрес>, согласно которому он просил привлечь к уголовной ответственности Президента Российской Федерации за организацию покушения на убийство <ФИО>2, совершенного спецконтингентом и руководством ФКУ ИК-15, ФКУ ИК-24 ГУФСИН <ФИО>1 по <адрес>.
Из текста административного иска следует, что ДД.ММ.ГГГГ <ФИО>2 ознакомился с ответом, подготовленным ДД.ММ.ГГГГ заместителем <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>8, в соответствии с которым на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение <ФИО>2 направлено в <ФИО>1 по <адрес> для дальнейшего рассмотрения.
Однако административный истец не согласен с тем, что его заявление не было зарегистрировано <ФИО>1 по Свердловской области как сообщение о преступлении в соответствии с положениями Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности", утв. Приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 205 (далее по тексту- Инструкция).
Как следует из п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ <ФИО>1) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
В соответствии с подп. 1 п. 4 Инструкции, сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления (процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст. 141 - 143 УПК <ФИО>1: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст. 476 УПК <ФИО>1); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной (приложение 3 к ст. 476 УПК <ФИО>1); рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК <ФИО>1).
Согласно пунктам 6.2, 8 Инструкции, прием сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется в территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках и пограничных органах - правомочными и (или) уполномоченными должностными лицами, а в круглосуточном режиме - штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.
Прием сообщений о преступлениях непосредственно от граждан осуществляется в приемных.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК <ФИО>1), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Заявитель предупреждается лицом, принявшим заявление о преступлении, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК <ФИО>1, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
В силу п. 12 Инструкции прием иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, поступающей в органы безопасности, осуществляется в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Принятая информация докладывается незамедлительно соответствующему руководителю (<ФИО>1), который в зависимости от ее содержания дает письменное указание о регистрации и о порядке проверки. Если иная информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, поступила в письменном виде, то соответствующая резолюция налагается, как правило, непосредственно на поступившем документе.
В данном случае заявление <ФИО>2, поступившее в <ФИО>1 по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено как обращение гражданина в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что согласуется с положениями п. 12 Инструкции.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что обращение <ФИО>2, поступившее в <ФИО>1 по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено уполномоченным должностным лицом заместителем <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>8, в порядке, предусмотренном законом.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя административных ответчиков о том, что <ФИО>1 по Свердловской области какие-либо действия при рассмотрении заявления <ФИО>2 не совершались, в связи с чем, не могут быть признаны незаконными.
Более того, суд полагает, что административным истцом в нарушение п.2 ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов в результате оспариваемых действий <ФИО>1 по Свердловской области. Так, ни в административном иске, ни в ходе судебного заседания административный истец не указал, в чем конкретно выражается нарушение его прав и законных интересов действиями <ФИО>1 по Свердловской области, оспариваемыми в административном иске. Согласно представленным материалам заявление <ФИО>2 поступило в <ФИО>1 по <адрес> для рассмотрения по-существу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления <ФИО>2 к Управлению Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области, <ФИО>1 Управления Федеральной службы безопасности <ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>3 о признании незаконным действий, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение суда составлено 09.07.2020
Судья. Подпись:
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу по состоянию на 09.07.2020
Судья:
Секретарь: