Дело № 33а-2899/2020 Председательствующий в первой
инстанции Милошенко Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 г. город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Исаева С.Н., Кондрак Н.И.,
при секретаре: Марушевской Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Алексеенко Л. К. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Алексеенко Л.К. – Сердюк Ю.А. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 30 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Бабича В.В., пояснения представителя административного истца – Сердюк Ю.А.,
установила:
Алексеенко Л.К. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее –Департамент) в котором просила признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом исх. № ГУ-исх-906/20 от 30.01.2020 г.
В обоснование требований истец указала, что на основании решения сессии Севастопольского городского Совета № № от 19.06.2012 г. о даче согласия Алексеенко Л.К. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для индивидуального дачного строительства, административный истец в порядке завершения оформления права на земельный участок обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Департаментом было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основанию несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя. Истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 30.07.2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель административного истца – Сердюк Ю.А. подала апелляционную жалобу в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает незаконной причину отказа в утверждении схемы земельного участка по мотивам указанным ответчиком. Указывает, что в соответствии со статьей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон №46-ЗС), завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (далее – Закона №6-ФКЗ), осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г.
В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Истец, представитель ответчика и представители заинтересованных лиц в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Севастопольского городского Совета № от 19.06.2012 «О даче согласия гр. Алексеенко Л.К. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального дачного строительства» дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка для индивидуального дачного строительства.
С целью завершения оформления права на земельный участок 26.12.2019 г. истец обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Письмом Департамента от 30.01.2020 г. № ГУИСХ-906/20 в предоставлении государственной услуги отказано на основании п.1 ст.2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, предоставленная схема расположения земельного участка не согласована. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха. Вместе с тем, в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 г. № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе», земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-24.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанций исходил из законности обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 г. «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 г. согласно определенному Правительством Севастополя порядку.
Частью 6 указанного Закона также предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Согласно пункту 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 25-ПП от 01.02.2016 г. при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Административный регламент).
Исходя из положений Административного регламента предоставление указанной услуги осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в ее предоставлении также участвуют Управление государственной регистрации права и кадастра по г.Севастополю, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (п. 2.2 Административного регламента).
Результатом предоставления данной государственной услуги может быть, в том числе, письменный мотивированный отказ в утверждении схемы, о вынесении которого заявителю направляется уведомление (п. 2.3).
В соответствии с п. 2.9 Административного регламента исчерпывающими основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории и иные случаи, установленные законами города Севастополя.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 299-ЗС предусмотрено, что наряду с основаниями, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13 декабря 2005 г. «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 6 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В пунктах 4 и 12 статьи 1 ГрК РФ даны следующие понятия:
-зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения. Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Как следует из реестрового дела, согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставленная истцом схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м. не согласована, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха.
Факт нахождения указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом в приведенных зонах подтверждается представленной в деле выкопировкой из Генерального плана.
Согласно приказу Минкультуры России от 12.08.2016 Г. № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе», вышеуказанный земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-24.
В границах указанного участка запрещается возведение капитальных зданий и сооружений.
Таким образом, административный ответчик с учетом информации, полученной от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, который участвует в предоставлении услуги по утверждению схемы земельного участка, отказал в ее утверждении по основаниям, полностью соответствующим приведенному выше законодательству.
Изложенное свидетельствует, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о юридическом значении выданных административному истцу документов, в том числе решения сессии Севастопольского городского Совета № 3373 от 19.06.2012 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ на которую истец ссылается в жалобе, такие документы признаются действующими если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Кроме того, статья 12 Закона №46-ЗС не ограничивает лиц в праве завершить оформление в собственность земельных участков на основании ранее полученных разрешений, однако наличие у истца права на завершение оформления в собственность земельного участка не свидетельствует о наличии у Департамента безусловной обязанности утвердить схему и передать в собственность земельный участок истцу при наличии установленных законом оснований для отказа.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для ее удовлетворения не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 30.07.2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Алексеенко Л.К. – Сердюк Ю.А.- без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи