Дело № 33а-4189 судья Астахов В.А. 2018 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2018 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Сергуненко П.А. и Сергеева А.В.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Образцовой О.А.,
дело по апелляционной жалобе Осипова А.В. на решение Спировского районного суда Тверской области от 13 июля 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Осипова А.В. к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным Уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков отказать».
Судебная коллегия
установила:
Осипов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков, расположенных в <адрес> в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что обратился в администрацию Спировского района Тверской области с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов вышеуказанных земельных участков. Администрацией Спировского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании п. 11 ст. 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Отказ администрации был основан на уведомлении Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании схемы. Указанное уведомление Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании схемы является незаконным, поскольку согласно ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2011 №137-Ф3 законодатель установил для органа исполнительной власти единственное основание для отказа в согласовании схемы - это пересечение границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. При этом к такому уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие указанное обстоятельство. Как следует из уведомления Министерства лесного хозяйства Тверской области, основанием для отказа в согласовании схемы явилось наличие материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года спорных земельных участков, на основании которых был сделан вывод о принадлежности спорных земельных участков к лесному фонду. При этом Министерство лесного хозяйства Тверской области ссылается на нахождение ранее лесов во владении совхоза «<данные изъяты>» части кварталов. Указанные обстоятельства являются предположением, основанным на неверном толковании норм закона, и не являются основанием для отказа в согласовании. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство лесного хозяйства Тверской области с претензией, в которой указал, что уведомление носит незаконный характер, просил его отменить, однако до настоящего времени ответа на нее не получил. Министерство лесного хозяйства Тверской области является государственным органом, в связи с чем его действия носят публичных характер и могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства. ДД.ММ.ГГГГ он обратилась с аналогичным иском в Заволжский суд г. Твери, но определением Заволжского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление было возвращено в связи с неподсудностью, указано, что данный иск подсуден Спировскому районному суду Тверской области. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с указанным административным иском.
Административный истец Осипов А.В. в судебное заседание не явился, представил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Алексеев М.В. в судебном заседании поддержал административный иск по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Суязова А.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МУ администрация Спировского района Тверской области и МУ администрация <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Осипова А.В. оспаривается законность и обоснованность принятого по делу судебного решения, указывая на нарушение норм материального права, а также не применение закона, подлежащего применению. Частью 6 ст. 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» определено, что отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В жалобе указывается на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов, а также на отсутствие доказательств, подтверждающих принадлежность испрашиваемых участков к лесному фонду.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации Спировского района Тверской области указывается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства Тверской области указывает на то, что оснований для отмены решения суда по доводам жалобы административного ответчика не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Осипова А.В. Алексеева М.В., поддержавшего жалобу, представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области Морозову А.С., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и имеются ли нарушения прав, свобод и законных интересов лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Осипов А.В. в качестве физического лица обратился в администрацию Спировского района Тверской области с <данные изъяты> аналогичными по содержанию заявлениями, в каждом из которых просила предварительно согласовать предоставление в аренду земельных участков в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м, соответственно, расположенных в <адрес>, с видом разрешенного использования: животноводство, с целью использования: для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов. К каждому заявлению прилагалась схема расположения земельного участка.
В ходе рассмотрения вышеуказанных заявлений администрацией Спировского района Тверской области в соответствии установленным порядком предварительного согласования предоставления земельных участков ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства Тверской области, являющееся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, о согласовании схем расположения земельных участков.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Министерством лесного хозяйства Тверской области отказано в согласовании схемы расположения испрашиваемых земельных участков на основании того, что данные участки лесоустроены, определены их количественные и качественные характеристики. Леса, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, относились к лесному фонду и являлись государственной, а впоследствии федеральной собственностью. Предоставление в аренду для сельскохозяйственного производства земельных участков, на которых фактически произрастает лес, может повлечь причинение ущерба окружающей среде и нарушить право граждан на благоприятную окружающую среду.
Администрация Спировского района Тверской области по результатам рассмотрения заявлений Осипова А.В. письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомила его об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков на основании п. 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2011 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Отказ администрации Спировского района Тверской области в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков был обжалован административным истцом в судебном порядке.
Решением Спировского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска Осипова А.В. к администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов земельных участков, находящихся в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м, расположенных в <адрес> и возложении обязанности устранить нарушения путем предварительного согласования предоставления в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, производства кормов указанных земельных участков было отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Осипова А.В. – без удовлетворения.
Полагая, что его права нарушены, в первую очередь, уведомлением Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец оспорил его в судебном порядке, предъявив настоящий административный иск.
Судом первой инстанции на основании пояснений представителя Министерства лесного хозяйства Тверской области Суязовой А.В., представленных письменных доказательств, в том числе материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года, акта осмотра земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале №, площадью <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м, расположенные в <адрес>, имеют лесные насаждения, представленные основными древесными породами ель, береза, осина, ольха, сосна, высотой более <данные изъяты> метров, диаметром более <данные изъяты> см и запасом более <данные изъяты> куб. м, на <данные изъяты> га, то есть испрашиваемые административным истцом Осиповым А.В. земельные участки покрыты лесом.
Установив данные обстоятельства, проанализировав нормы закона, суд первой инстанции пришёл к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями главы 1.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно подп. 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной ил муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка их образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Статьёй 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В течение тридцати дней со дня получения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, схемы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить в указанные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления уведомление о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.
Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суд.
Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Из материалов дела видно, что схемы расположения земельных участков для согласования были направлены органом местного самоуправления в Министерство лесного хозяйства Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в согласовании схемы расположения земельных участков Министерством направлено в администрацию Спировского района Тверской области в установленные законом сроки.
Согласно статьям 3, 5 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со статьёй 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Анализируя приведённые нормы закона, суд пришёл к обоснованному выводу, что возникновение отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как экологической системы имеет мест не только в отношении лесов, находящихся на землях лесного фонда, но и лесных насаждений, расположенных на землях иных категорий, к которым относятся, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Испрашиваемые земельные участки покрыты лесом, представленными основными древесными породами, такими как ель, берёза, осина, ольха, сосна, высотой деревьев более <данные изъяты> метров, диаметром более <данные изъяты> см. Участки лесоустроены (имеются материалы лесоустройства), определены их количественные и качественные характеристики.
Указанные обстоятельства подтверждаются не только представленными по делу доказательствами, но и вступившим в законную силу решением Спировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ), принятым по административному делу по спору Осипова А.В. с администрацией Спировского района о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для сенокошения. Судебными инстанциями была установлена невозможность фактического использования испрашиваемых земельных участков для целей сенокошения в связи с наличием сложившейся устойчивой экологической системы – лесного массива.
При рассмотрении данного дела участниками процесса выступали Осипов А.В., администрация Спировского района, Министерство лесного хозяйства Тверской области.
В соответствии со статьёй 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение суда имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего спора, т.е. обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, в силу положений статьи 227 КАС РФ требования административного истца могут быть удовлетворены при совокупности следующих условий – решение государственного органа является незаконным и имеет место нарушение прав лица, обратившегося в суд за их защитой.
Между тем административный истец, обращаясь в суд общей юрисдикции с административным иском и настаивая на имеющихся нарушениях его прав именно как физического лица, таких доказательств суду не представил.
Суд правильно указал на то, что отсутствуют доказательства ведения Осиповым А.В. сельскохозяйственной деятельности, наличие у него сельскохозяйственных животных, личного подсобного хозяйства.
Таким образом, оспариваемое уведомление административного ответчика соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отвечает требованиям пункта 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2003 года «О судебном решении» - принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спировского районного суда Тверской области от 13 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осипова А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: