Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2020-006685-33
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (Дело №12-700/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
15 сентября 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Цеханович Максим Константинович при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и ходатайство Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. о восстановлении срока обжалования постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-17 от 10 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О. А., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-17 от 10 июня 2020 года должностное лицо - Министр социальной защиты Республики Карелия Соколова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
С таким постановлением не согласна Министр социальной защиты Республики Карелия Соколова О.А., в жалобе просит его отменить в связи с отсутствием ее вины либо применить установленные статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия малозначительности деяния, поскольку ущерб федеральному бюджету нанесен не был, сумма нецелевого использования возвращена Министерством социальной защиты Республики Карелия в федеральный бюджет. Указывает, что, осуществляя расходы по предоставлению меры социальной поддержки в форме оплаты жилого помещения, приобретенного Антроповым А.П. являющегося бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, Министерство социальной защиты Республики Карелия руководствовалось пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, то есть меры социальной поддержки, установленные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Министерство социальной защиты Республики Карелия, исполняя Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714, руководствовалось содержащимися в указе поручениями завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с предстоящим (в 2010 г.) 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. При этом, Указом не определялся и не пересматривался круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Действия Министерства социальной защиты Республики Карелия, которые образовали состав вменяемого правонарушения, имели место в 2019 г., но Министерство социальной защиты Республики Карелия направляло средства, источником которых являлись средства соответствующих субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей с 2005 г. Между тем, уполномоченные федеральные органы власти, осуществляющие в предшествующий период контроль за использованием средств федерального бюджета, не усматривали в направлении данных средств на обеспечение жильем бывших узников фашистских концлагерей нецелевого использования бюджетных средств. Все операции по расходованию бюджетных средств, рассматриваемые Управлением федерального казначейства как нецелевое использование бюджетных средств, в том числе по предоставлению меры социальной поддержки ФИО5, на стадии исполнения осуществлялись Министерством социальной защиты Республики Карелия через Управление федерального казначейства по Республике Карелия с представлением документов, подтверждающих законность данных операций, в том числе приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от 31.07.2019 №481-П, в приложении к которому указано, что обеспечение жильем ФИО5 осуществляется на основании пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, то есть как узнику концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Данная операция была Управлением федерального казначейства по Республике Карелия санкционирована и проведена, в то время как последнее обладает полномочиями отказать в проведении расходов в случае, если они не соответствуют требованиям законодательства. Отмечается, что ущерб федеральному бюджету по существу нанесен не был, меры социальной поддержки по обеспечению жильем и ветеранов Великой Отечественной войны, и узников фашистских концлагерей являются расходными обязательствами Российской Федерации и должны обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, сумма нецелевого использования возвращена Министерством социальной защиты Республики Карелия в федеральный бюджет. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, мотивированное своевременным направлением жалобы в суд в электронном виде.
В судебное заседание Соколова О.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ее защитник Егоров С.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Макарова О.М. в судебном заседании доводы жалобы не признала, полагала вынесенное постановление законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы и ходатайства, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ судья считает срок обжалования постановления не пропущенным, поскольку сведения о вручении копии постановления Соколовой О.А. в материалах дела отсутствуют.
Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) установлено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из положений пунктов 2, 4, 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенции, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на представление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку категория граждан, имеющая статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», в Указе Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименована, реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2017 № 85-КГ17-32).
Право граждан, имеющих статус «бывшие несовершеннолетние узники фашистских лагерей», на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 №614. Как следует содержания пункта 5 вышеуказанных Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 №1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия полномочий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, Министерство социальной защиты Республики Карелия осуществляет, в частности, следующие полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации - обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
Основанием для привлечения Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что по результатам проведенной на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 23.08.2019 №255 в период с 29.08.2019 по 18.09.2019 выездной проверки было установлено, что 25 июля 2019 г. Министерством социальной защиты Республики Карелия в нарушение пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» при предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем ФИО5, имеющего право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, были направлены средства в размере 1445220 руб., источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», и оплачены денежные обязательства в целях, не соответствующих целям их предоставления, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Указанные обстоятельства и вина Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. в совершении правонарушения подтверждаются актом выездной проверки Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18 сентября 2019 г.; заявкой на кассовый расход, приказом министра социальной защиты Республики Карелия от 31.07.2019 № 481-П «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов» и приложением к нему; свидетельством о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданину на строительство или приобретение жилого помещения от 30.04.2019; удостоверением от 07.12.1999; платежным поручением; протоколом об административном правонарушении; другими материалами дела.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений требований бюджетного законодательства материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере деяния правонарушителя.
Доводы жалобы относительно распространения на ФИО5 действия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» ввиду вышеизложенного основаны на неправильном толковании норм права и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Ссылки на ранее применяемый правовой подход в отношении направления субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение жильем бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, отсутствие замечаний со стороны контролирующих органов, а также санкционирование и проведение Управлением федерального казначейства по Республике Карелия спорной расходной операции не свидетельствуют о неправильной квалификации деяния и незаконном привлечении Министерства социальной защиты Республики Карелия к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, обоснованность привлечения Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Оснований для освобождения Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О.А. от административной ответственности, в том числе на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, поскольку допущенное правонарушение посягает на общественные отношения в области финансов, нарушает установленный порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Более того, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого Министерством социальной защиты Республики Карелия постановления по делу об административном правонарушении, допущено не было.
Дело рассмотрено, наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь положениями статей 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-17 от 10 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра социальной защиты Республики Карелия Соколовой О. А. оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья М.К. Цеханович