Решение по делу № 33-24390/2024 от 01.07.2024

Судья: Галушкина Е.А.                                                    Дело № 33-24390/2024

50MS0172-01-2024-000011-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область        10 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

    судей     Казеровой С.М., Степновой О.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Базиловым А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1688/2024 по иску Широковой Натальи Юрьевны к ООО «Хартия» о признании отсутствующей задолженности, выставленной в качестве перерасчета к оплате по счету за обращение с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционной жалобе Широковой Натальи Юрьевны на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 11 апреля 2024 года

заслушав доклад судьи Казеровой С. М.,

объяснения явившихся лиц – представителя истца по доверенности Юдкиной И.А., представителя ответчика по доверенности Горощенко А.Е.,

установила:

Истец, Широкова Н.Ю., обратилась в Орехово-Зуевский городской суд Московской области, с иском к ответчику, ООО «Хартия», о признании задолженности в сумме 15 664руб.21коп., выставленной в качестве перерасчета, к оплате по счету от 11.01.2023года за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресу: <данные изъяты>, отсутствующей. Свои требования мотивировала тем, что она (Широкова Н.Ю.) является собственником жилого дома с кадастровым № <данные изъяты>:1308, площадью 166,9 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>. ООО «Хартия» является региональным оператором на территории Орехово-Зуевского городского округа Московской области. С момента выбора указанной организации в качестве регионального оператора и до настоящего времени на основании выставленных счетов истец надлежащим образом оплачивает региональному оператору услуги по обращению с ТКОв отношении указанного жилого дома. Однако в январе 2023 года истцом был получен счет для оплаты услуги, в котором в столбце «перерасчеты» была указана сумма в размере 15 664руб.21коп.и наряду с ежемесячным платежом выставлена к оплате. Поскольку истец своевременно и в полном объеме исполняла и исполняет обязательства по оплате услуги по обращению с ТКО, полагает, что произведенный ответчиком перерасчет не основан на нормах действующего законодательства, нарушает ее права потребителя, а сформированная региональным оператором в связи с указанным перерасчетом задолженность подлежит признанию отсутствующей.

Представитель истца Широковой Н.Ю. по доверенности Юдкина И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, указала, что согласно платежных документов по единому лицевому счету <данные изъяты> за период с 01 января 2021 года по декабрь 2022 года истец Широкова Н.Ю. производила оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами в том размере, какой был указан в платежном документе.

Представитель ответчика ООО «Хартия» Искоростенская С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на иск, указала, что расчет размера платы за услугу «Обращение с ТКО» производится исходя из площади жилого строения. В связи с тем, что ответчик по настоящему спору лишен возможности обратиться в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата», расчет платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <данные изъяты>, производился по имеющимся в программе данным - по 50 кв.м. После внесения изменений на официальный сайт НАС «База N» - база данных кадастровых адресов Российской Федерации, в части площади жилого помещения истца поступили сведения о площади дома в размере 166, 90 кв.м, в связи с чем ООО «Хартия» произвела перерасчет платы по лицевому счету № <данные изъяты> с 01.01.2023, вследствие чего у истца образовалась задолженность в размере 15 664руб.21коп.

Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 11 апреля 2024 года исковые требования Широковой Натальи Юрьевны к ООО «Хартия» о признании отсутствующей задолженности, выставленной в качестве перерасчета к оплате по счету за обращение с твердыми коммунальными отходами, оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, Широкова Н.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В суде апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Юдкина И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Горощенко А.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным, представила письменные возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене вышеуказанного решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.

В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Широкова Н.Ю. является собственником жилого дома с кадастровым № <данные изъяты>:1308, площадью 166,9 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>

ООО «Хартия» на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018 года наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Ногинская зона Регионального оператора) и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставление счета за оказанные услуги по обращению с ТКО на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.

28.04.2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Хартия» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО в Ногинской зоне Регионального оператора (далее - Соглашение).

Согласно п. 4.2 Соглашения Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Московской области с 01.01.2019 года.

Согласно представленных платежных документов по единому лицевому счету № <данные изъяты> за период с 01 января 2021 года по декабрь 2022 года Широкова Н.Ю. производила оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере, указанном в платежном документе, с указанной площадью дома – 50 кв.м.

Как следует из объяснений истца и ее представителя, в январе 2023 года Широковой Н.Ю. был получен счет для оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю - Обществу с ограниченной ответственностью «Хартия», в котором в столбце «перерасчеты» нашла отражение сумма в размере 15 664руб.21коп. и указанная сумма наряду с ежемесячным платежом выставлена к оплате.

Согласно письменных объяснений представителя ответчика, ранее ООО «Хартия» была лишена возможности обращаться в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Московской области за актуальными сведениями о площади жилого дома, в том числе и истца, и в отсутствие иных данных расчет платы по жилому помещению, расположенному по адресу: <данные изъяты> производился по имеющимся в программе данным – по площади жилого дома размером 50 кв.м.После внесения изменений на официальный сайт НАС «База N» - база данных кадастровых адресов Российской Федерации, в ООО «Хартия» поступили уточненные сведения в части площади жилого помещения, собственником которого является истец. Поскольку уточненная площадь жилого дома составила 166,90 кв.м вместо 50 кв.м, 01.01.2023 года ООО «Хартия» произвела перерасчет платы по лицевому счету № <данные изъяты>, вследствие чего Широковой Н.Ю.был выставлен счет на оплату с учетом задолженности в размере 15 664 руб. 21 коп.

Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст.ст. 210, 309, 310 ГК РФ, ст.ст. 30, 153, 154 ЖК РФ, положениями Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.20111 № 354, Федерального закона от 14.04.2022 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-М, исходя из установленных обстоятельств, отсутствия подтвержденных надлежащими доказательствами фактов нарушения прав и интересов истца в начислении задолженности по коммунальной услуге по вывозу ТКО со стороны ответчика принимая во внимание отсутствие у регионального оператора сведений о площади жилого дома истца до 01.01.2023 года и недобросовестное отношение истца к исполнению обязательств по договору при оплате квитанции по площади дома исходя из размера 50 кв.м, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях действующего законодательства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.

В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Статья 6 Закона об отходах производства и потребления и пункт 4(1) Правил N 354 предусматривают возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о порядке расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации в зависимости от площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за эту услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзац второй пункта 148(30) Правил).

При таком способе начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в основу расчета положено не количество граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, а иной параметр - общая площадь жилого помещения.

Формула 9.2 приложения N 2 к Правилам N 354 также включает норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на данную коммунальную услугу, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Жилищного кодекса и признан законным (решение от 22 июля 2020 г. по делу N АКПИ20-254).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 июля 2022 г. N 1714-О указал, что правовое регулирование, наделяющее органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принятия решения об избрании иного - отличного от установленного Правительством Российской Федерации в качестве общего правила - способа расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителю в жилых помещениях многоквартирных домов, а именно исходя из общей площади жилого помещения, не может рассматриваться как несообразное конституционным предписаниям, поскольку предполагает, что принятие региональными органами государственной власти такого рода решения во всяком случае не должно осуществляться произвольно, без учета сложившейся в конкретном регионе ситуации в области обращения с отходами производства и потребления, уровня развития соответствующей инфраструктуры, сезонной миграции населения, проживающего на определенной территории, и прочих объективных факторов.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 г. N 424-РМ утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для на территории Московской области, согласно расчетной единицей, исходя из которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, в индивидуальном жилом доме является 1 кв. метр площади, норматив накопления ТКО составляет 0,087 м3, крупногабаритных отходов (КГО) - 0,027 м3.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34 об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области установлен предельный единый тариф на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области на 2019 г. в размере 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 403- Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годы на территории Московской области», утвержден единый тариф на 2020-2022 год, согласно которому тариф на: 2020 год с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 616 (Шестьсот шестнадцать) рублей 39 копеек без НДС, 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек с НДС 20%; 2021 год с 01.01.2021 по 30.06.2021 составляет 616 (Шестьсот шестнадцать) рублей 39 копеек без НДС, 739 (Семьсот тридцать девять) рублей 67 копеек с НДС 20%; 2021 год с 01.07.2021 по 31.12.2021 составляет 637 (Шестьсот тридцать семь) рублей 78 копеек без НДС, 765 (Семьсот шестьдесят пять) рублей 34 копеек с НДС 20%; 2022 год с 01.01.2022 по 30.06.2022 составляет 629 (Шестьсот двадцать девять) рублей 32 копеек без НДС, 765 (Семьсот шестьдесят пять) рублей 34 копеек с НДС 20%;2022 год с 01.07.2022 по 30.11.2022 составляет 644 (Шестьсот сорок четыре) рубля 34 копеек без НДС, 834 (Восемьсот тридцать четыре) рубля 21 копеек с НДС 20%.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 № 205- Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2023 - 2028 годы на территории Московской области», утвержден единый тариф на 2023-2028 год, согласно которому тариф на: 2023 год с 01.12.2022 по 31.12.2023 составляет 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 75 копеек без НДС, 909 (Девятьсот девять) рублей 30 копеек с НДС 20%; 2024 год с 01.01.2024 по 30.06.2024 составляет 757 (семьсот пятьдесят семь) рублей 75 копеек без НДС, 909 (девятьсот девять) рублей 30 копеек с НДС 20%.

Расчет размера платы за услугу «Обращение с ТКО», исходя из площади жилого строения производится следующим образом: площадь (общая) ИЖС х норматив (согласно Распоряжению 735-РВ) х понижающий коэффициент к нормативам накопления ТКО в зависимости от их целой части общей площади (согласно Распоряжению 337-РВ) х тариф (согласно Распоряжения 205-Р) / 12 месяцев.

Принимая во внимание отсутствие до 01.01.2023 года у регионального оператора надлежащих сведений о площади жилого дома истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у ответчика оснований для произведения перерасчета по предоставляемой услуге.

Доводы истца о незаконности действий ответчика по производству перерасчета платы коммунальной услуги обращение с ТКО, поскольку форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО является типовой и размер оплаты на услугу устанавливается региональным оператором,не свидетельствуют о незаконности действий ответчика и невозможности истца сообщить региональному оператору надлежащие сведения для корректного начисления платы за предоставляемую услугу. Перерасчет начислений платы за коммунальную услугу выполнен исходя из общей площади жилого дома, в соответствии с нормативами накопления, утвержденными Распоряжением Министерством экологии и природопользования Московской области от 1 августа 2018 г. N 424-РМ, для индивидуальных жилых домов на территории Московской области в зависимости от их площади.

Доводы жалобы о том, что ответчик ранее не был лишен возможности самостоятельно запрашивать сведения в Росреестре относительно актуальных данных, в том числе о площади жилого дома истца, не могут служить основанием для освобождения истца от надлежащего исполнения обязанности по оплате услуги исходя из имеющейся площади жилого дома.

При этом, судебная коллеги полагает необходимым отметить, что доказательств обращения с соответствующим письменным заявлением к ответчику относительно перерасчета размера платежей с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности истца, до 01.01.2023 года в материалы дела не представлено.

Иные приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы, не могут быть приняты во внимание, поскольку аналогичны доводам искового заявления, являлись предметом проверки суда первой инстанции, не опровергают правильность его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия, и основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с результатом разрешения спора, что в силу ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене решения суда являться не может, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 11 апреля 2024 года–оставить без изменения, апелляционную жалобу Широковой Натальи Юрьевны - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.07.2024 года

33-24390/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Широкова Наталья Юрьевна
Ответчики
ООО Хартия
Суд
Московский областной суд
Судья
Казерова Светлана Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
10.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Передано в экспедицию
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее