Решение по делу № 33-5632/2023 от 01.06.2023

    Судья Нагорная И.Н.

    Судья-докладчик Алферьевская С.А.                 по делу № 33-5632/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    18 июля 2023 года                                                                      г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Сальниковой Н.А.,

судей Алферьевской С.А., Егоровой О.В.,

при секретаре Мутиной А.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-583/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-006777-07) по иску Чекасиной Е.В. к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Ангарская городская больница» о признании периода работ относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета,

        по апелляционной жалобе третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес изъят> на решение Ангарского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята ,

        УСТАНОВИЛА:

    Чекасина Е.В. обратилась в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Ангарская городская больница» о признании периода работ относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета.

В обоснование требований указала, что в период с 09.07.2015 по 19.09.2022 работала в течение полного рабочего дня в качестве маляра в административно-хозяйственном отделе учреждения. По результатам специальной оценки условий труда работников по профессии маляр итоговый класс условий труда установлен 3.1. Вместе с тем, данный период работы отражен в индивидуальном лицевом счета на общих основаниях, без кода особых условий труда.

Просила, с учетом заявления об уточнении исковых требований, признать выполнение работ в периоды с 09.07.2015 по 14.09.2017, с 16.09.2017 по 31.08.2022 в качестве маляра административно-хозяйственного отдела относящимся к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Ангарская городская больница» произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части периодов работы с 09.07.2015 по 14.09.2017, с 16.09.2017 по 31.08.2022 в качестве маляра административно-хозяйственного отдела и предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области сведения о занятости в периоды с 09.07.2015 по 14.09.2017, с 16.09.2017 по 31.08.2022 на работах, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанием соответствующих кодов особых условий труда, произвести уплату страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.

Решением Ангарского городского суда <адрес изъят> от Дата изъята исковые требования Чекасиной Е.В. удовлетворены.

Признано выполнение работ Чекасиной Е.В. в периоды с 09.07.2015 по 14.09.2017 и с 16.09.2017 по 31.08.2022 в качестве маляра административно-хозяйственного отдела ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» относящимся к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

На Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Ангарская городская больница» возложена обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части периодов работы Чекасиной Е.В. с 09.07.2015 по 14.09.2017 и с 16.09.2017 по 31.08.2022 в качестве маляра административно-хозяйственного отдела ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» как работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес изъят> Хромых Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать Чекасиной Е.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» у работников по профессии маляр возникает при соблюдении условий: наличие ИПК, достижение определенного законодательством возраста, выработка специального стажа в условиях полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, а также начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам. При этом тарифы устанавливаются исходя из результатов специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ. В материалах выплатного дела Чекасиной Е.В. имелась справка ОГАУЗ «БСМП» от Дата изъята , согласно которой работодатель уточнял характер работы работника и указывал, что с 09.07.2015 Чекасина Е.В. принята на должность маляра хозяйственного отдела, с Дата изъята работает в должности маляра административного-хозяйственного подразделения на работах, предусмотренных Списком № 2 раздела XXXIII «Общие профессии», но, предоставляя сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, ответчик не связывал ее трудовую деятельность с выполнением работ в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Пенсионным органом в рамках рассмотрения дела предоставлены приказы ОГАУЗ «БСМП» и штатные расписания, согласно которым в хозяйственном отделе предусмотрено 3 штатные единицы маляра, при этом доплат за работу с вредными условиями труда им не установлено, а также карта Номер изъят, которая содержит сведения о проведении работодателем в 2019 году специальной оценки труда работников по профессии маляра. Чекасина Е.В. могла претендовать на льготное пенсионное обеспечение не ранее 2019 года, с момента проведения специальной оценки труда, при подтверждении полной занятости в указанный период времени в особых условиях труда, а также при начислении и уплате страхователем страховых взносов по соответствующему тарифу. Однако доказательств полной занятости работника в условиях труда на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с Дата изъята и до момента проведения специальной оценки труда в 2019 году, доказательств полной занятости работника после проведения специальной оценки труда в 2019 году не представлено. В ходе судебного разбирательства ответчик указывал, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку у Чекасиной Е.В. отсутствовала полная занятость на работах с применением вредных веществ, как это прямо предусмотрено Списками.

Кроме того, суд неправильно распределил бремя доказывания, при разрешении данного спора именно Чекасиной Е.В. надлежало доказать, что в спорный период времени она работала в условиях полной занятости на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, тогда как суд в решении указал, что ответчик не представил доказательства работы истца менее 80% рабочего времени с вредными веществами.

    В письменных возражениях и пояснениях на апелляционную жалобу истец Чекасина Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда ФИО10, объяснения представителя третьего лица Черкасаовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Чекасиной Е.В. и ее представителя Шишков А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, в разделе «XXXIII Общие профессии» позицией 23200000-13450 предусмотрены: маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

В общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе:

периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, определения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и размера указанного страхового обеспечения;

периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;

сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (подпункты 10, 10.1, 14 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о периодах работы (деятельности), в том числе о периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, представляются страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в отношении застрахованных лиц, которые в отчетном периоде выполняли работу (осуществляли деятельность), дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со статьями 30, 31, пунктами 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 1 пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Судом первой инстанции установлено, что истец Чекасина Е.В. в период с 09.07.2015 по 31.08.2022 работала в административно-хозяйственном отделе ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» в качестве маляра, условия ее труда являлись вредными (класс условий труда 3.1), вместе с тем, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о периоде работы Чекасиной Е.В. с 09.07.2015 по 31.08.2022 отражены на общих основаниях, без указания кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу работодателем не уплачивались.

Сведения индивидуального персонифицированного учета за период работы с 09.07.2015 по 31.08.2022 суд посчитал недостоверными, противоречащими содержанию справки Номер изъят от Дата изъята , уточняющей особый характер работы Чекасиной Е.В., и не соответствующими результатам проведенной работодателем специальной оценки условий труда, в связи с чем, признал выполнение работ Чекасиной Е.В. в периоды с 09.07.2015 по 14.09.2017 и с 16.09.2017 по 31.08.2022 в качестве маляра административно-хозяйственного отдела ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» относящимся к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и возложил на работодателя обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета за данные периоды как за периоды работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по дополнительным тарифам.

При этом суд первой инстанции указал, что профессия, в которой работала Чекасина Е.В. у ответчика в спорный период, подпадает под Список работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а ответчиком не предоставлены доказательства работы истца менее 80% рабочего времени с вредными веществами.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, решение подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, при этом коллегия исходит из следующего.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

В свою очередь, в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда и введена процедура специальной оценки условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются названным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года, которым установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определено правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» регламентировано, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Исходя из вышеприведенного правового регулирования, специальная оценка условий труда устанавливает не только наличие вредных факторов на рабочих местах, но и является основанием для дальнейшего предоставления работникам льгот и гарантий, в том числе и на льготное пенсионное обеспечение.

Результаты специальной оценки условий труда могут наряду с другими документами быть использованы в качестве подтверждения занятости в особых условиях труда, при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые представляют право на досрочное назначение страховой пенсии, однако не подтверждают право соответствующего работника на досрочное пенсионное обеспечение в безусловном порядке.

Право конкретного работника на досрочное пенсионное обеспечение зависит от условий его труда, которые носят сугубо индивидуальный характер, в том числе и от продолжительности неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, в течение рабочего дня.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В решении от 26 февраля 2008 года № ГКПИ08-8 Верховным Судом Российской Федерации дана оценка пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, и пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Верховным Судом Российской Федерации указано, что утверждения о несоответствии пункта 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 нормам Конституции Российской Федерации, устанавливающим принцип равенства граждан, их право на пенсионное обеспечение, не имеют никаких оснований. Данный пункт в равной мере распространяется на всех лиц, работающих в особых условиях труда, устанавливает единый порядок исчисления специального трудового стажа, дающего право на льготное назначение трудовой пенсии, позволяя учитывать периоды работы с особыми условиями труда в зависимости от длительности негативного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов. Принцип равенства был бы нарушен, если бы лица, работающие во вредных условиях труда в течение не менее 80 процентов рабочего времени, имели одинаковое право на пенсионное обеспечение с теми, кто занят в таких же условиях труда, например, 5 - 10 процентов рабочего времени, вследствие чего подвергается меньшему воздействию на организм различных неблагоприятных факторов.

Судебной коллегией установлено, что согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда, утвержденному Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи» 26.09.2019, карте №26507051 специальной оценки условий труда работников по профессии «маляр» итоговый класс условий труда по химическому фактору производственной среды - 3.1; одна из гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятому на данном рабочем месте, - право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10, раздел «XXXIII Общие профессии», 23200000-13450, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Из протокола измерений (оценки) химического фактора № 26507051-Х следует, что 24.09.2018 специализированной организацией проведены измерения химического фактора на рабочем месте маляра Областного государственного автономного учреждения здравоохранения «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи», установлено не соответствие фактического уровня вредного фактора гигиеническим нормативам, класс условий труда 3.1, а также время воздействия вредного фактора – 40%.

Доказательств работы Чекасиной Е.В. маляром в Областном государственном автономном учреждении здравоохранения «Ангарская городская больница» в спорный период с 09.07.2015 по 19.09.2022 во вредных условиях труда при полной занятости (не менее 80% рабочего времени), то есть в таких условиях, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и, как следствие, порождает обязанность работодателя по представлению соответствующих сведений в пенсионный орган и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, в материалах дела не имеется.

Кроме того, заслуживают внимание и доводы апелляционной жалобы третьего лица об отсутствии доказательств занятости Чекасиной Е.В. на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности с 09.07.2015 и до момента проведения специальной оценки условий труда в 2019 году, соответствующие доказательства в деле действительно отсутствуют.

Как установлено судебной коллегией, аттестация рабочего места маляра с целью определения наличия или отсутствия вредных производственных факторов до введения специальной оценки условий труда работодателем не проводилась.

При таких обстоятельствах, учитывая определенное по результатам измерений (оценки) химического фактора (протокол Номер изъят-Х) время воздействия вредного фактора на рабочем месте маляра в Областном государственном автономном учреждении здравоохранения «Ангарская городская больница» 40%, отсутствие доказательств занятости Чекасиной Е.В. на работах с вредными условиями труда большей продолжительности, не менее 80% рабочего времени, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения исковых требований, отнесения выполняемых Чекасиной Е.В. работ к работам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и возложения на работодателя обязанности произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части периодов работы с 09.07.2015 по 14.09.2017 и с 16.09.2017 по 31.08.2022 как работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с указанием соответствующих кодов особых условий труда и уплатой страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам.

Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о подтверждении занятости Чекасиной Е.В. в периоды с 09.07.2015 по 14.09.2017, с 16.09.2017 по 31.08.2022 во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня на основании справки работодателя Номер изъят от Дата изъята , уточняющей особый характер работы.

Названная справка Номер изъят от Дата изъята , выданная Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Ангарская городская больница», содержит лишь сведения о работе Чекасиной Е.В. постоянно, полный рабочий день в качестве маляра административно-хозяйственного подразделения с 09.07.2015 по настоящее время, что предусмотрено Списком № 2, раздел ХХХIII «Общие профессии», код 23200000-13450, утвержденным Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Однако справка Номер изъят от Дата изъята не содержит сведений о занятости маляра Чекасиной Е.В. на данных работах во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени, то есть сведений о негативном воздействии на работника вредного производственного фактора в течение полного рабочего дня.

Факт занятости Чекасиной Е.В. во вредных условиях труда не менее 80% рабочего времени работодателем Областным государственным автономным учреждением здравоохранения «Ангарская городская больница» в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции также не подтвержден.

С учетом установленных по делу обстоятельств, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 марта 2023 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Чекасиной Е.В. в удовлетворении исковых требований о признании периода работ относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

    ОПРЕДЕЛИЛА:

        решение Ангарского городского суда Иркутской области от 13 марта 2023 года по данному делу отменить.

        Принять по делу новое решение.

        В удовлетворении исковых требований Чекасиной Е.В. к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Ангарская городская больница» о признании периода работ относящимся к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета отказать.

Судья-председательствующий                 Н.А. Сальникова

Судьи                                     С.А. Алферьевская

О.В. Егорова

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 25 июля 2023 года.

33-5632/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Чекасина Евгения Владимировна
Ответчики
ОГАУЗ Ангарская городская больница
Другие
Межрайонная ИФНС №21 по Иркутской области
Шишков Андрей Викторович
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
01.06.2023Передача дела судье
10.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2023Передано в экспедицию
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее