Решение по делу № 2а-890/2021 от 28.05.2021

                                        Дело № 2а-890/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2021 года                                г. Лобня

Московской области

Лобненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Озеровой Е.Ю.,

при секретаре Афанасьевой А.П.,

административного истца Комаровой Т.А.,

представителя административных ответчиков Романенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комаровой ТА к Лобненскому управлению социальной защиты населения, Министерству социального развития Московской области о признании отказа незаконным, обязании выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец обратилась в суд с данным административным иском, указав в обоснование, что является матерью троих несовершеннолетних детей Комарова И.А., 00.00.0000 г.р., Комаровой А.А., 00.00.0000 г.р., Косенко В.Н., 00.00.0000 г.р., состоит в зарегистрированном браке с Комаровым А.Н., проживает с семьей с 00.00.0000 г. в квартире по адресу: ................, принадлежащей супругам на праве общей совместной собственности. Обратившись в ЛУСЗН за получением удостоверения многодетной семьи, она получила отказ в связи с регистрацией супруга и 2х несовершеннолетних детей в другом субъекте. С данным отказом не согласна, поскольку фактически с семьей проживает на территории г. Лобня МО, что подтверждается справкой УК, справкой МБОУ СОШ №4 г.о. Лобня, свидетельствами о регистрации по месту пребывания. На основании изложенного просит признать незаконным отказ в установлении статуса многодетной семьи, обязать ответчика выдать удостоверение многодетной семьи.

    В качестве административного соответчика по делу привлечено Министерство социального развития Московской области.

    В судебном заседании административный истец Комарова Т.А. требования иска поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков по доверенностям Романенко О.В. в судебном заседании административный иск не признала, указав, что действия ЛУСЗН по отказу в предоставлении истцу испрашиваемой государственной услуги основаны на законе, просила в удовлетворении иска отказать.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Материалами дела подтверждается, что с 00.00.0000 г. Комарова Т.А. состоит в зарегистрированном браке с Комаровым А.Н., от брака имеют несовершеннолетних детей Комарова И.А., 00.00.0000 г.р. Комарову А.А., 00.00.0000 г.р., также Комарова Т.А. является матерью несовершеннолетней Косенко В.Н., 00.00.0000 г.р., которая проживает совместно с матерью и отчимом (л.д.11,12,13,16).

    Комарова Т.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ................, ее супруг Комаров А.Н. и несовершеннолетние Комаров И.А., 00.00.0000 г.р. Комарова А.А., 00.00.0000 г.р., зарегистрированы по месту жительства по адресу: ................, несовершеннолетняя Косенко В.Н., 00.00.0000 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ................ (л.д.14,15,32,52,53).

    В апреле 2021 г. Комарова Т.А. обратилась в Лобненское управление соцзащиты населения с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи», решением ЛУСЗН от 00.00.0000 г. № ей было отказано в предоставлении указанной услуги в связи отсутствием у членов ее семьи места жительства в Московской области (л.д.17).

Указом Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.101999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п.1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пп.24 п.2).

Закон Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды мер социальной поддержки и компенсаций, фактически был принят в целях реализации Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению РФ и субъектов РФ, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории РФ.

Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 г. №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (п. 4 ст. 21).

Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 г. №1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно п. 6 которого для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов: паспорт заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); свидетельства о рождении детей; документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см. Дополнительно заявителем представляется: копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство; копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей); копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер. Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком (п. 9).

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Из анализа указанных положений ГК РФ и Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. №5242-1 содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 г. №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Согласно справке ООО «УК «Наш дом СМАРТ» от 00.00.0000 г. №, Комарова Т.А. с мужем Комаровым А.Н. и несовершеннолетними детьми Комаровым И.А., Комаровой А.А., Косенко В.Н. с 01.07.2020 г. по настоящее время проживает в квартире по адресу: ................ (л.д.34), принадлежащей Комаровой Т.А., Комарову А.Н. на праве общей совместной собственности (л.д.19-22,23-26,27-30), несовершеннолетние Комаров И.А., Косенко В.Н. зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания на срок до 11.12.2030 г. (л.д.31,32), несовершеннолетняя Косенко В.Н. является учащейся МБОУ СОШ №4 г.о.Лобня (л.д.10).

При таких обстоятельствах и принимая во внимание фактическое проживание истца с супругом и тремя детьми в жилом помещении по адресу: ................, что подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств, меры социальной поддержки истцу должны быть предоставлены субъектом РФ по месту ее фактического проживания и регистрации по месту жительства Министерством социальной защиты населения Московской области.

Уточнение законодателем понятия «место жительства» в данном случае не исключает права истца на реализацию установленных законом мер социальной поддержки многодетной семье по месту фактического жительства, в связи с чем основания для отказа в предоставлении требуемой услуги нельзя признать законными.

    С целью восстановления нарушенного права на Министерство социальной защиты населения МО в лице Лобненского управления соцзащиты населения должна быть возложена обязанность выдать Комаровй Т.А. удостоверение многодетной семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административный иск Комаровой ТА – удовлетворить.

    Признать незаконным отказ Лобненского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от 00.00.0000 г. № в предоставлении Комаровой ТА государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи».

    Обязать Лобненское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области выдать Комаровой ТА удостоверение многодетной семьи.

    С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 28 июня 2021 года и обжаловать его в апелляционном порядке в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение месяца.

    Судья                                         Е.Ю. Озерова

2а-890/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комарова Татьяна Анатольевна
Ответчики
Лобненское Управление социальной защиты населения
Другие
Министерство социального развития Московской области
Суд
Лобненский городской суд Московской области
Судья
Озерова Е.Ю.
Дело на странице суда
lobnia.mo.sudrf.ru
28.05.2021Регистрация административного искового заявления
31.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее