Дело № 12-63/2019
Решение
пгт. Кавалерово 25 августа 2020 года
Судья Кавалеровского районного суда Приморского края Иванова Н.Н., рассмотрев протест прокурора Кавалеровского района Приморского края на постановление и.о. начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 29 апреля 2020 года № 110-АПК/20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении и.о. главного врача КГБУЗ «Кавалеровская центральная районная больница» Чарухиной О.А.
Установил:
Постановлением и.о. начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 29 апреля 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главного врача КГБУЗ «Кавалеровское ЦРБ» Чарухиной О.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Кавалеровского района обратился в Кавалеровский районный суд с протестом, в котором просит отменить постановление должностного лица и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. По мнению прокурора, Чарухиной О.А. не принято должных мер для надлежащего исполнения контрактов, выводы должностного лица административного органа об отсутствии состава административного правонарушения опровергаются материалами дела.
В судебном заседании помощник прокурора Кавалеровского района Приморского края Петров А.П. доводы протеста поддержал в полном объеме.
Представитель Чарухиной О.А. - Коваль А.В., действующий по доверенности, против удовлетворения протеста прокурора возражал, полагал постановление должностного лица административного органа в отношении Чарухиной О.А. вынесено законно и обоснованно.
Представитель отдела контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Приморского края правового департамента Администрации Приморского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства по жалобе извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не направил.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть протест в отсутствие представителя административного органа.
Изучив доводы протеста, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства в совокупности, прихожу к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями п.8 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Согласно п.1 ч.13 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Как установлено в судебном заседании, на основании приказа Администрации Приморского края от 05.04.2019 № 111-рл Чарухина О.А. с 06.04.2019 года временно исполняла обязанности главного врача КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ».
Прокуратурой Кавалеровского района Приморского края была проведена проверка соблюдения должностными лицами КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам проверки в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главного врача КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» Чарухиной О.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.
Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Чарухина О.А., являясь должностным лицом заказчика, не обеспечила оплату товаров (работ, услуг):
по контракту от 23.08.2019 №, заключенному между заказчиком - КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ», с одной стороны, и ООО «ЛЕКСТОР» (исполнителем), с другой стороны, в срок по 15.01.2020 включительно в сумме 769 230 рублей.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу указанной выше статьи закона, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении главного врача КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» Чарухиной О.А., должностное лицо административного органа пришло к выводу, что Чарухиной О.А. принимались меры в рамках предоставленных ей полномочий, направленные на погашение задолженности.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно Уставу КГБУЗ, «Кавалеровская ЦРБ» является бюджетным учреждением, его учредителями являются: субъект Российской Федерации – Приморский край, Правительство Приморского края, Министерство здравоохранения Приморского края, Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края. Создано это учреждение для сохранения и укрепления здоровья населения, повышения доступности и улучшения качества оказания медицинской помощи, оказания медицинской помощи населению в гарантированных объемах бесплатной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; финансовое обеспечение деятельности учреждения для выполнения государственного задания осуществляется за счет средств бюджета Приморского края; финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе, земельные участки; источниками формирования имущества учреждения являются, в том числе, субсидии на возмещение нормативных затрат, связных с оказанием Учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ); доходы от оказания платных услуг; доходы от приносящей доход деятельности, разрешенной настоящим Уставом и другие.
Согласно исследованному в судебном заседании плану ФХД от 09.01.2019 (раздел III «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения на 09.01.2019» («средства обязательного медицинского страхования»), департаментом здравоохранения Приморского края утверждена годовая потребность КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» (планируемая (требуемая) к получению сумму) в размере 347 902 987, 03 руб. на начало 2019 года. Планом ФХД от 31.12.2019 утверждена откорректированная сумма поступлений в размере 291 668 389, 44 руб. на конец 2019 года. Недостаток денежных средств в учреждении за 2019 год составил 56 234 597, 59 руб.
Таким образом, основной причиной кредиторской задолженности по контрактам является дефицит бюджетных средств.
Как установлено судом, и подтверждается материалами административного дела № 110-АПК/20, временно исполняющая обязанности главного врача КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» Чарухина О.А. неоднократно обращалась к учредителям Кавалеровской ЦРБ по вопросу выделения денежных средств на указанные нужды для погашения кредиторской задолженности, что подтверждается документально (письменные обращения от 13.06.2019, 24.07.2019, 19.08.2019, 02.09.2019, 20.09.2019, 24.10.2019, 28.11.2019, 18.12.2019, 16.01.2020, 27.02.2020гг.).
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положении части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающей в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Из анализа указанных выше правовых норм, а также установленных судом доказательств, подтверждающих фактическое финансирование Кавалеровской ЦРБ на указанные нужды, обращениях руководителя данного учреждения в адрес учредителей Кавалеровской ЦРБ с данным вопросом, прихожу к выводу, что вопросы просроченной кредиторской задолженности находились на постоянном контроле главного врача, должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в сфере закупок.
Указанные обстоятельства в совокупности указывают на отсутствие вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В соответствии со с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, суд находит выводы должностного лица административного органа о наличии доказательств подтверждающих отсутствие виновности лица в совершении административного правонарушения обоснованными.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения протеста прокурора у суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.10 КоАП РФ
Решил:
Постановление и.о. начальника отдела контроля в сфере закупок министерства государственного финансового контроля Приморского края от 29 апреля 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - и.о. главного врача КГБУЗ «Кавалеровская центральная районная больница» Чарухиной О.А. по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ оставить без изменения, протест прокурора Кавалеровского района Приморского края - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения путем подачи жалобы, протеста через Кавалеровский районный суд либо непосредственно в Приморский краевой суд.
Судья Н.Н. Иванова