Решение
именем Российской Федерации
г. Ухта, Республика Коми |
29 марта 2023 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановой Л.А. к Банк ВТБ (публичное акционерное общество) о разблокировке счетов,
установил:
Баранова Л.А. обратилась в Ухтинский городской суд с иском к Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (далее по тексту – Банк ВТБ (ПАО), Банк) о разблокировке расчетного счета .... и накопительного счета «Сейф». В обоснование требований указано, что истец имеет в Банке несколько счетов, на расчетный счет ей перечисляется заработная плата, однако, Банк счел перечисление на расчетный счет истца заработной платы подозрительными операциями и счета истца заблокировал. По требованию Банка истец предоставила подтверждающие зачисления денежных средств документы, но Банк в разблокировке счетов отказал.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Банк ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. С учетом положений ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
В отзыве на исковое заявление Банк ВТБ (ПАО) указало, что операции по зачислению на расчетный счет истца заработной платы от ряда контрагентов соответствовали признакам подозрительных операций, в т.ч., приведенным в Приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 No 375-П, в связи с чем банком принято решение об ограничении дистанционного доступа к счету (в т.ч. посредством банковских карт), у истца запрошены документы (информация), подтверждающие основание поступления денежных средств, однако, документы, представленные истцом, экономический смысл операций по зачислению денежных средств не раскрывают, возобновление дистанционного доступа к счету не производилось. При этом решение о блокировке счетов Банком не принималось.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (п. 3).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Как следует из материалов дела, 17.01.2020 между сторонами в акцептно-офертной форме заключен договор на предоставление комплексного обслуживания в Банк ВТБ (ПАО) (далее – ДКО).
В рамках ДКО на имя истца открыты: мастер-счет в рублях ...., а также мастер-счет в долларах США и мастер-счет в евро; истцу выпущена банковская карта .... (действие карты прекращено на основании заявления Клиента от 13.10.2022). Кроме того, на имя истца в Банке открыты накопительные счета: счет «Копилка» (открыт 21.09.2021) и счет «Сейф» (открыт 09.03.2022).
Подписывая заявление от 17.01.2020, истец подтвердила свое согласие на присоединении к Правилам комплексного обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правилам предоставления и использования банковских карт Банка ВТБ (ПАО), Правилам дистанционного банковского обслуживания физических лиц в Банке ВТБ (ПАО), Правилам совершения операций по счетам физических лиц в Банке ВТБ (ПАО) (далее вместе - Правила).
Статьей 848 ГК РФ установлено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное. Законом могут быть предусмотреныслучаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента. Если иное не установлено законом, договором банковского счета могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента.
Если иное не предусмотрено законом или договором, ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 858 ГК РФ).
В силу п. 1.11.1 Правил Банк вправе в любой момент блокировать карту и/или отказаться от исполнения операции (за исключением операций по зачислению денежных средств) при непредоставлении клиентом Банку соответствующих документов и информации. Согласно п. 1.11.5 Правил, такие меры могут быть приняты Банком в рамках противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма. При этом Банк уведомляет клиента о принятых мерах любым способом, позволяющим клиенту получить уведомление и установить, что оно исходит от Банка.
Аналогичные положения содержатся в п. 6.12 Правил комплексного обслуживания Банка ВТБ (ПАО), п. 6.2.19 Правил предоставления и использования банковских карт Банка ВТБ (ПАО).
Отношения граждан Российской Федерации, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ).
В статье 3 названного Федерального закона указано, что под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Статьей 4 Закона №115-ФЗ установлено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и об отмене данных мер, о приостановлении операции, а также об отказе клиенту в приеме на обслуживание, об отказе в совершении операции, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада), о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 настоящего Федерального закона, и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона 115-ФЗ основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Таким уполномоченным органом, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808, является Росфинмониторинг.
Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее также - Росфинмониторинг) принято положение от 02.03.2012 №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение).
Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (при их наличии) (абзац первый пункта 5.2 Положения).
Как следует из выписки по расчетному счету ...., открытому на имя истца, помимо перечисления заработной платы от работодателя (с назначением платежа «Поступление заработной платы/иных выплат Salary согласно реестру №* от *») с 28.01.2021 осуществлялись операции по зачислению денежных средств от большого количества юридических лиц (10 компаний) в виде заработной платы с последующим, в течение короткого периода времени, снятием наличными через банкоматы Банка и переводом в пользу сторонних физических лиц.
Указанные операции соответствовали признакам подозрительных операций, в т.ч., приведенным в Приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 №375-П (код 1411): регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц и последующее снятие этих средств в наличной форме.
Так, согласно выписке по счету, зачисление заработной платы осуществлено от ООО «ОЛСОН», ООО «Лиарис», ООО «ПРАКТИК», ООО «ЭКСПОНЕНТА», ООО «ТОТАЛ», ООО «ТИМВОРК», ООО «ХАНТЕРСТАФФ», ООО «ЛОРЕЙН», ООО «КОНТРАСТ», ООО «ОНИКС», ООО «ЛИСФЕЙМ».
При этом в отношении контрагентов клиента ООО «КОНТРАСТ» ИНН 9703046975, ООО «ОНИКС» ИНН 9703053274, ООО «ТИМВОРК» ИНН 7707438602, ООО «ТОТАЛ» ИНН 7707439042, ООО «ХАНТЕРСТАФФ» ИНН 7707441362 были выявлены признаки «технических» компаний (компаний, не ведущих реальной хозяйственной деятельности): размер уставного капитала, незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом (35 - 50 тыс. руб.); отсутствие трудовых ресурсов (среднесписочная численность - 1 чел.); отсутствие собственных средств производства (отсутствие основных средств); отсутствие или минимальный результат финансово-хозяйственной деятельности.
В отношении контрагентов клиента ООО «КОНТРАСТ» ИНН 9703046975 и ООО «ОНИКС» ИНН 9703053274 в соответствии со статьей 7.6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-Ф3 поступила информация от Банка России о присвоении им высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций (в отношении данных юридических лиц со стороны кредитных организаций должны применяться ограничительные меры, перечисленные в пункте 5 статьи 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-Ф3).
Операции по счету истца были признаны подозрительными, сведения о подозрительных операциях направлены Банком в Росфинмониторинг 28.10.2022.
В соответствии с пунктом 4.12 Правил комплексного банковского обслуживания 03.08.2022 истцу был ограничен дистанционный доступ к счету (в т.ч. посредством банковских карт), а также запрошены пояснения, раскрывающие экономический смысл и законную цель проводимых по счету операций, и документы, подтверждающие источники происхождения и направления расходования денежных средств (при обращении в офис Банка клиент был уведомлен о блокировке, а также возможности предоставления пояснений и подтверждающих документов для снятия ограничений).
При этом ограничений на зачисление (переводы) денежных средств на счет клиента, либо на прием распоряжений клиента о совершении операций на бумажном носителе, оформленных надлежащим образом, не вводилось. Решений об отказе в выполнении распоряжений о совершении операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-Ф3 не принималось
В ответ на запрос Банка 04.10.2022 истцом предоставлены пять идентичных (по содержанию и оформлению) договоров на оказание одних и тех же услуг (услуг по обслуживанию ресторанов), заключенных с различными юридическими лицами. При этом ни одно юридическое лицо, с которым у истца заключен договор, рестораном не является, ни из текста договоров, ни из пояснений истца установить, когда, в каком объеме и какие услуги оказывались по договору, не представляется возможным. Документы, подтверждающие фактическое оказание услуг, и их приемку контрагентом, истцом не представлены.
???Из пояснений истца Банку следует, что заработная плата поступает от 4-х организаций. Вместе с тем, исходя из анализа выписки по счету истца, заработная плата поступала от гораздо большего количества юридических лиц. Договоры с ООО «Лиарис» ИНН 7708389570 (ОКВЭД: Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки), ООО «ЛИСФЕЙМ» ИНН 9731077100 (ОКВЭД: Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки), ООО «ЛОРЕЙН» ИНН 7720845741 (ОКВЭД: Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки), ООО «ПРАКТИК» ИНН 9725017456 (ОКВЭД: Деятельность по комплексному обслуживанию помещений), ООО «ЭКСПОНЕНТА» ИНН 7704471908 (ОКВЭД: Деятельность курьерская) и т.п. Договоры с указанными организациями представлены не были.
По результатам анализа представленных документов Банк не усмотрел оснований для возобновления дистанционного банковского обслуживания, о чем уведомил истца письмом от 21.11.2022 .....
Пунктом 5.2 Положения в перечень мер, направленных на минимизацию риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, которые принимаются банком в случае совершения операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включен отказ кредитной организацией клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе (абзац десятый).
Отказ клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, а также в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, реализуется в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Заключение договора между кредитной организацией и клиентом, в котором содержится условие об ограничениидистанционногобанковскогообслуживания, согласуется также и с требованиями статей 845, 858 (пункт 1) ГК РФ.
Вопреки утверждениям истца в прекращение оказания услуг на проведение операций посредствомдистанционного банковскогообслуживанияне является отказом в проведении операций, а лишь изменяет способ взаимодействия кредитной организации с клиентом по передаче распоряжений и не лишает истца права свободно распоряжаться находящимися на расчетном счете денежными средствами в полном объеме в соответствии с условиями договора путем совершения операций с использованием платежных документов на бумажном носителе.
Принимая во внимание изложенное, Банк ВТБ (ПАО) в случае выявления подозрительных операций вправе был применить меру в виде приостановления дистанционного банковского обслуживания, что вытекает из положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) отходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», абзаца десятого пункта 5.2 Положения Банка России от 02.03.2012 №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Правил комплексного банковского обслуживания физических лиц Банк ВТБ (ПАО), а также из условий заключенных между банком и истцом договора на предоставление комплексного банковского обслуживания.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Барановой Л.А. к Банк ВТБ (публичное акционерное общество) о разблокировке расчетного счета .... и накопительного счета «Сейф», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, с 29 марта 2023 года.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.