Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 20 августа 2019 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Подгорновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1565/19 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Грибанову Николаю Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам. у с т а н о в и л:Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Грибанову Н.С. о восстановлении срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 года в размере 3 421,00 рублей, пени в размере 65,40 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 18 по Самарской области – Петрова А.В., действующая на основании доверенности, просила восстановить срок для подачи административного иска. Административные исковые требования поддержала и пояснила, что административный ответчик является налогоплательщиком, который не уплатил налог. Просила взыскать в судебном порядке задолженности по налогу.
Административный ответчик Грибанов Н.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 18 Самарской области по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
В пункте 2 статьи 44 НК РФ определено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган.
Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно имеющейся в материалах дела информации, полученной Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, из регистрирующих органов, за ответчиком зарегистрировано движимое имущество: транспортные средства.
Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в адрес ответчика направлено, а именно: налоговое уведомление от 21.09.2017 г. № 32146798, с указанием суммы начислений по налогам, содержащие сведения об объектах налогообложения и налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году в течение которых налогоплательщика сохранялось право на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период.
В нарушение ст. 45 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с выявлением недоимки, в адрес административного ответчика в установленный ст. 70 НК РФ срок, направлено требование № 10119 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.02.2018 г., согласно которого налогоплательщику предоставлен срок для уплаты налога до 26.03.2018 г.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В нарушение ст. 69 НК РФ, административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
На основании определения мирового судьи судебного участка
№ 22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от 04.03.2019 г., отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Грибанова Н.С. задолженности по оплате обязательных платежей.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данною налогоплательщика - физического лица, не являющеюся индивидуальным предпринимателем.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие част 1 Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст.115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может. Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено истцом в суд 29.07.2019 г.
При обращении в суд административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления о взыскании недоимки по налогу, ссылается на администрирование большого количества заявлений на взыскание задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд.
Однако, учитывая длительность периода не предъявления заявленных административных требований, суд приходит к выводу, что административным истцом не указано надлежащее основание и не представлено соответствующих доказательств, свидетельствующих о невозможности предъявления требований в порядке искового производства в течение шести месяцев, после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При изложенных обстоятельствах, в связи с пропуском срока принудительного взыскания недоимки и отсутствием оснований для его восстановления, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных налоговой инспекцией требований, в связи с чем, административные исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с Налоговым кодексом РФ, не подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку требований истца оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Грибанову Николаю Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.08.2019 г.
Судья Р.Р. Гараева