Дело № 2-1782/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего – судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Саматовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Троско ФИО10 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», ФИО11, действующая в интересах ФИО12, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Троско С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату № <адрес>.
В обоснование иска истец указал следующее.
Между Троско С.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма № № от 13.09.2017 жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя – комнаты, общей площадью 17,6 кв. м, в том числе жилой площадью 17,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи в договор включен сын истца ФИО13, <данные изъяты> года рождения.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 128-а/2016 истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению соответствующего договора на комнату <адрес>. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 17.09.2020 № № в предоставлении государственной услуги было отказано по тем основаниям, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение включено в реестр собственности города как жилое помещение общежития, которое приватизации не подлежит, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило отсутствие регистрации Троско А.С. в жилом помещении, и не предоставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации истец обратился в суд.
Истец, ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Представителем истца подано заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отсутствие истца.
Департаментом капитального строительства города Севастополя направлены письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражал по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел данное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав письменные материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» комната № <адрес> включена в реестр собственности города, как имущество, находящееся в казне города.
Место жительства истца зарегистрировано в жилом помещении с 04.03.2014.
Между Троско С.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма № № от 13.09.2017 жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя – комнаты, общей площадью 17,6 кв. м, в том числе жилой площадью 17,6 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи в договор включен ФИО14., <данные изъяты> года рождения.
Троско С.А. обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 17.09.2020 № ОПР/20-353 в предоставлении государственной услуги было отказано на основании подпунктов 1, 8, 11 пункта 20 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 128-а/2016, в связи со следующим:1. Установлено наличие разночтений в представленных документах: - в заявлении о предоставлении государственной услуги в числе граждан, которые занимают жилое помещение и принимают участие в приватизации, указаны Троско С.А., ФИО16; - в договоре социального найма жилого помещения от 13.09.2017 № ДСН/17-1579 в числе граждан, занимающих жилое помещение, указаны Троско С.А., ФИО15.;
- согласно справки (выписки из домовой книги квартиросъемщика) от 29.07.2020 в жилом помещении зарегистрирован один человек – Троско С.А.; 2. Установлено, что не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента: - справка о регистрации по месту жительства Троско С.А. из всех мест проживания после 04 июля 1991 года – для граждан, изменивших место жительства после 04 июля 1991 года на территории Российской Федерации или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства после 04 июля 1991 года (домовая книга, штамп в паспорте о регистрации), в случае, если заявитель ранее был гражданином иного государства за период с 04.07.1991 по 03.03.2014; - справка (документы), подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилья Троско С.А. не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым заявитель проживал за период с 04.07.1991 по 03.03.2014 (документ (сведения), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории города Севастополя, не требуется); 3. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежития в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, проспект Генерала Острякова, д. 25, ком. 307, включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация) на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», в соответствии с которой, приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях».
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 г. № 1541-I) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Принимая во внимание, что в силу требований статей 49, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления истцу спорной комнаты в бессрочное владение и пользование по договору социального найма № ДСН/17-1579 от 13.09.2017, свидетельствует о том, что cпорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда.
Комната № <адрес> поставлена на государственный кадастровый учет (кадастровый номер №) как жилое помещение без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут и является действующим, виду чего запрошенная истцом государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Проверяя обстоятельства того, было ли истцом ранее реализовано предоставляемое однократно право на приватизацию иного жилого помещения, судом установлено следующее.
В период с 26.01.1989 по 06.10.1998 место жительства истца было зарегистрировано по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой товарищества собственников недвижимости «Бромщик».
В период с 06.10.1998 по 04.07.2003 место жительства истца было зарегистрировано по адресу: <адрес>. В период с 02.09.2003 по 18.02.2014 - по адресу: <адрес>. В период с 18.02.2014 – по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями из паспорта гражданина Украины, а также паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о правах истца на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
ФИО17. с 25.05.2018 постоянно зарегистрирован и проживает с матерью ФИО18. по адресу: <адрес>.
Собственником указанного жилого помещения является ФИО19 – бабушка ФИО20 также на праве собственности принадлежит квартира № <адрес>.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 128-а/2016, заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Троско С.А. удовлетворить.
Признать за Троско ФИО21, <данные изъяты> в порядке приватизации право собственности на комнату № № общей площадью 17,6 кв. м, в т. ч. жилой площадью 17,6 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательном виде составлено 04.08.2022 года.
Судья П.С. Струкова