Решение по делу № 2-2157/2024 (2-10124/2023;) от 13.11.2023

К делу № 2 – 2157/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар

                                                                                                             10 апреля 2024г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего                      Баранова С.А.,

при секретаре                                        Андриановой А.А.,

с участием:

    представителя истца                       Добробабы А.В.,

    представителя ответчика                        Шишкиной М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) к Гусейнову Э. Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Гусейнову Э.Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия. Требования мотивированы тем, что по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз»,               юго-восточная окраина хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э. Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000г. № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр). Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017г. -р. В управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) 28.10.2020г.                 (вх. ) поступил акт осмотра памятника, составленный 26.10.2020г. доцентом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный                         НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ФИО5 и младшим научным сотрудником НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ФИО4, которым установлено, что непосредственно на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, ведутся земляные и строительные работы, что ведет к его разрушению. Управлением, в соответствии с поступившим актом ФИО5 и ФИО4 от 26.12.2020г., направлено заявление от 12.03.2021г. исх. о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия в Управление МВД России по г. Краснодару с целью проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ по признакам состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 243, 243? 2432 УК РФ. В настоящее время в пункте полиции (мкр. Гидростроителей) отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару находится материал дополнительной проверки от 15.10.2021г. вх. № 4186, зарегистрированный в КУСП № 14176 от 26.03 2021г., по заявлению управления от 12.03.2021г., по факту осуществления строительных работ на территории памятника археологии «Городища 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край,                        г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора. По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, управлением составлен акт от 09.11.2020г., которым установлено, что часть территории памятника застраивается жилыми домами и разрушается в результате проведения земляных работ при строительстве зданий и проведения коммуникаций к ним, а также расположение памятника в границах ряда земельных участков, в том числе, земельного участка с кадастровым номером . По результатам повторного визуального осмотра технического состояния объекта археологического наследия «Городище 1 хутора Ленина» составлены акты от 31.03.2022г., 26.04.2022г., содержащий информацию о неудовлетворительном состоянии памятника. Управлением соблюден претензионный порядок урегулирования спора, (ч. 3 ст. 132 ГПК РФ). В адрес Гусейнова Э.Г. от 04.05.2022г. исх. управлением направлена досудебная претензия, которая до настоящего времени им не получена. Никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке, с кадастровым номером Гусейнову Э.Г. управлением не выдавалось. Объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100 п. 1, а также в материалах по обоснованию правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 19.01.2023г. № 670/29 градостроительные планы, уведомления о соответствии планируемого строительства, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке, с кадастровым номером департаментом не выдавались. Правообладателем рассматриваемого земельного участка по сведениям ЕГРН является Гусейнов Э.Г. Таким образом, Гусейнов Э.Г. не принял должных мер при проведении строительных и земляных работ на земельном участке, с кадастровым номером , предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ. На земельном участке, с кадастровым номером , Гусейновым Э.Г. осуществлено размещение фундамента, площадью 110 кв.м., установка забора на металлических столбах в количестве 25 шт. с общим размером лунок для вкопки 4 кв.м., помещенных в грунт, размещение туалета на плите перекрытия размером 2 на 2 м. Тем самым, данные работы повредили культурный слой памятника на площади 118 кв.м. На основании вышеизложенного, право администрации Краснодарского края требовать возмещения вреда, причиненного в результате строительных и земляных работ Гусейновым Э.Г. на земельном участке, с кадастровым номером , расположенном на территории объекта культурного наследия, возникло с момента поступления в управление от 28.10.2020г. (вх. ) акта, составленного от 26.10.2020г. доцентом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»        ФИО5 и младшим научным сотрудником НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» ФИО4 Просит суд взыскать с Гусейнова Э.Г. (как собственника земельного участка, с кадастровым номером ) в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. – XV в. н.э., Краснодарский края, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союзюго-восточная окраина хутора, выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (раскопок), в объеме 859 540 руб. 80 коп.

В судебное заседании Добробаба А.В., представитель по доверенности администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края), поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании Шишкина М.Ф., представитель по доверенности Гусейнова Э.Г., возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

При вынесении решения суд руководствуется требованиями ст. 56                 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств /ч. 1/.Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности /ч. 3/.

Как установлено в судебном заседании, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ                            «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЗК РФ, земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из нее не подлежат (ст. 49 Федерального закона № 73-ФЗ). Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности ст. ст. 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

На территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия (п. 1, 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с п. 6, 7 Закона Краснодарского края от 23.07.2015г.                     № 3223-K3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3223-КЗ), в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ; в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном ст. 45.1 указанного Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

Согласно ст. 49 Закона № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством (ст. 47.2, ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчётной документации, утверждённым постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013г. № 85 (во исполнение п. 10 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможном вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что по адресу: Краснодарский край,                          г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, располагается объект археологического наследия федерального значения «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э. Памятник принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от 17.08.2000г. № 313-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).

Объект археологического наследия федерального значения зарегистрирован в АИС ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017г. № 111514-р.

В управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) 28.10.2020г.                        (вх. № 78-16616/20-0) поступил акт осмотра памятника, составленный                        26.10.2020г. доцентом ФГБОУ ВО «Кубанский государственный                              НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Ткачевым А.Н. и младшим научным сотрудником НИИ археологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», которым установлено, что непосредственно на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, ведутся земляные и строительные работы, что ведет к его разрушению.

Управлением, в соответствии с поступившим актом ФИО5 и ФИО4 от 26.12.2020г., направлено заявление от 12.03.2021г.                     исх. о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия в Управление МВД России по г. Краснодару с целью проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ по признакам состава преступлений, предусмотренных статьями 243, 243? 243? УК РФ.

В настоящее время в пункте полиции (мкр. Гидростроителей) отдела полиции (Карасунский округ) УМВД России по г. Краснодару находится материал дополнительной проверки от 15.10.2021г. вх. № 4186, зарегистрированный в КУСП № 14176 от 26.03.2021г., по заявлению управления от 12.03.2021г., по факту осуществления строительных работ на территории памятника археологии «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар, х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора.

По результатам осмотра объекта археологического наследия федерального значения, включенного в реестр: «Городище 1 хутора Ленина», первое тысячелетие до н.э. - XV в. н.э., Краснодарский край, г. Краснодар,                х. Ленина, ОАО «Союз», юго-восточная окраина хутора, управлением составлен акт от 09.11.2020г., которым установлено, что часть территории памятника застраивается жилыми домами и разрушается в результате проведения земляных работ при строительстве зданий и проведения коммуникаций к ним, а также расположение памятника в границах ряда земельных участков, в том числе земельного участка, с кадастровым номером .

По результатам повторного визуального осмотра технического состояния объекта археологического наследия «Городище 1 хутора Ленина» составлены акты от 31.03.2022г., 26.04.2022г., содержащие информацию о неудовлетворительном состоянии памятника.

В адрес Гусейнова Э.Г. от 04.05.2022г. исх. управлением направлена досудебная претензия, которая до настоящего времени им не получена.

Из заявления следует, что никаких согласований, заключений по вопросу возможного проведения земляных и строительных работ на земельном участке, с кадастровым номером , Гусейнову Э.Г. управлением не выдавалось.

Объект археологического наследия отображен в материалах по обоснованию генерального плана муниципального образования г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020г. № 100            п. 1, а также в материалах по обоснованию правил землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007г. № 19 п. 6.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 19.01.2023г.                 № 670/29, градостроительные планы, уведомления о соответствии планируемого строительства, разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке, с кадастровым номером , департаментом не выдавались.

Правообладателем рассматриваемого земельного участка по сведениям ЕГРН является Гусейнов Э.Г.

По мнению истца, Гусейнов Э.Г. не принял должных мер при проведении строительных и земляных работ на земельном участке, с кадастровым номером , предусмотренных п. 2 и п. 3 ст. 36 Федерального закона                № 73-ФЗ. На земельном участке, с кадастровым номером , Гусейновым Э.Г. осуществлено размещение фундамента, площадью 110 кв.м., установка забора на металлических столбах в количестве 25 шт. с общим размером лунок для вкопки 4 кв.м., помещенных в грунт, размещение туалета на плите перекрытия размером 2 на 2 м. Тем самым, данные работы повредили культурный слой памятника на площади 118 кв.м.

Согласно плану, изготовленного НАО «Наследие Кубани» по договору -РОН от 11.12.2023г., имеющийся на земельном участке, с кадастровым номером , фундамент ущерба культурному слою памятника археологии не нанес, ввиду того что культурный слой памятника залегает на глубине, превышающей глубину залегания фундамента.

Принимая во внимание вышеизложенное, исследованные обстоятельства, учитывая, что имеющийся на земельном участке, с кадастровым номером (принадлежащего ответчику), фундамент ущерба культурному слою памятника археологии не нанес, что подтверждается исследованным в судебном заседании планом, изготовленным НАО «Наследие Кубани» по договору -РОН от 11.12.2023г., следовательно, суд приходит к выводу о том, что фундамент, находящийся в границах земельного участка, с кадастровым номером , не наносит ущерба (вреда) слою памятника «Городище 1 хутора Ленина», так как данный культурный слоя памятника залегает на глубине, превышающей глубину залегания фундамента, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) к Гусейнову Э. Г. о возмещении вреда, причиненного объекту культурного наследия – отказать в полном объеме заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца в апелляционном порядке.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                                                    С.А. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2024г.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                                                     С.А. Баранов

2-2157/2024 (2-10124/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Краснодарского края
Ответчики
Гусейнов Эхтибар Габибович
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky.krd.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.09.2024Судебное заседание
10.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее