Решение по делу № 2а-6752/2021 от 16.08.2021

Дело №2а-6752/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2021 года      г. Раменское

Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Громовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Забелиной И. Н. к Межрайонной ИФНС России №1 по Московской области об оспаривании действий налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Забелина И.Н., уточнив свои требования, обратилась в суд с административным иском к ной ИФНС России №1 по Московской области о признании незаконным действий МИФНС России № 1 по Московской области по применению ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, указанных в налоговом уведомлении <номер> от <дата> за налоговый период - 2018 год, обязании применить ставку земельного налога в размере 0,3 процента в отношении указанных земельных участков.

В обоснование административного иска указано, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного строительства» расположенные на территории сельского поселения Софьинское и сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области. Она является плательщиком земельного налога. Ей было получено налоговое уведомление <номер> от <дата>, в котором произведен ошибочный расчет земельного налога за налоговый период - 2018 год в отношении принадлежащих ей 294 земельных участков сельскохозяйственного назначения. При расчете земельного налога МИФНС № 1 неверно применена налоговая ставка по принадлежащим ей земельным участкам, расположенным на территории сельского поселения Софьинское и сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области. Согласно пункту 2.4 Решения Совета депутатов сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района МО «О земельном налоге» <номер>-СД от <дата> и п. 2.4 Решения Совета депутатов сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района МО "О земельном налоге" <номер> -СД от <дата> ставка земельного налога установлена в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) для дачного хозяйства. Однако Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Московской области при расчете земельного налога, была применена ставка в размере 1,5 процента, превышающая в пять раз размер, установленный налоговым законодательством, действующим в период 2018-2019 годов (ст. 394 НК РФ). За разъяснением указанных действий она обратилась с заявлением в ИФНС 5040 (МИФНС <номер>), на которое получила ответ <номер>@ от <дата>. Данный ответ основан на противоречии действующему законодательству и произвольном, расширительном толковании и применении. Превышение суммы налога, указанного в налоговом уведомлении, над налогом, подлежащим уплате составляет, 634 185 рублей. Применяя налоговую ставку в размере 1,5 процента налоговый орган приравнял её - физическое лицо, к коммерческой организации, использующей земельные участки в предпринимательской деятельности, ссылаясь на то, что она является индивидуальным предпринимателем, однако в 2018-2019 годах нормы налогового законодательства, регулирующие ставки земельного налога, не выделяли индивидуального предпринимателя в отдельную категорию налогоплательщика с отдельными ставками налога, что отражено в ст. 394 Налогового кодекса РФ (в редакции до 2020 года). Данные ставки связанны исключительно с назначением и определенным способом использования земли. При таких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным Налоговое уведомление <номер> от <дата> и Ответ МИФНС № 1 <номер> @ от <дата>. В порядке досудебного урегулирования «13» ноября 2020 года ей была подана жалоба на неправомерные действия налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области. Решением <номер>@ от <дата> обращение оставлено без рассмотрения. <дата> ей повторно подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области. Решением <номер>@ от <дата> жалоба оставлена без удовлетворения.

В судебном заседании представители административного истца поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

В силу пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.

Пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Статьей 2 Федерального закона от 04.11.2014 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2015 года, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 - 398 НК РФ, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц.

При этом, пунктом 8 статьи 5 Федерального закона N 347-ФЗ установлено, что положения статей 391, 393, 396 - 398 Кодекса применяются в отношении налоговых периодов, начиная с 2015 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Таким образом, уплата земельного налога, начиная с 2015 года, должна осуществляться налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями в соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ, то есть, до 01.10.2016 года.

Решением Совета депутатов сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области от 26.10.2012 г. N 10\1-СД ставка земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства, определена в размере 0,3%. В отношении прочих земельных участков, в том числе, земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах сельского поселения Константиновское и неиспользуемых для сельскохозяйственного производства и (или) используемых не по целевому назначению - 1,5%.

Определение понятия "дачное хозяйство" не раскрывается ни в налоговом, ни в земельном законодательстве, а содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Согласно статье 1 названного Закона, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

Указанные положения Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.

Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Судом установлено, что административный истец Забелина И.Н. с <дата> поставлена на учет в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России №21 по г. Москве, видом деятельности является: покупка и продаж собственности недвижимого имущества, подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Административный истец является собственником 294 земельных участков на территории сельского поселения Софьинского и Константиновского Раменского муниципального района Московской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем», «для садоводства», «для ведения дачного хозяйства», «для сельскохозяйственного назначения».

Согласно представленных в дело сведений регистрирующих органов, в 2013 году Забелиной И.Н. произведено отчуждение 235 земельных участков, в 2014 году произведено отчуждение 24 земельных участка, в 2015 году произведено отчуждение 205 земельных участков, в 2016 году произведено отчуждение 49 земельных участков, в 2017 году произведено отчуждение 46 земельных участков, в 2018 году произведено отчуждение 43 земельных участка, в 2019 году произведено отчуждение 29 земельных участков, в 2020 году произведено отчуждение 41 земельного участка, в 2021 году произведено отчуждение 13 земельных участков.

<дата> ИФНС России №1 по Московской области составлено налоговое уведомление <номер>, согласно которого при расчете земельного налога за 2018 год административным ответчиком применена ставка земельного налога 1,5 процента от кадастровой стоимости, что, по мнению административного истца, неправомерно.

Поскольку принадлежащие административному истцу земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем», «для садоводства», «для ведения дачного хозяйства», «для сельскохозяйственного назначения», административный истец полагает необходимым применение при исчислении земельного налога ставки 0,3% от кадастровой стоимости.

Суд не может согласиться с приведенными административным истцом доводами, поскольку земельные участки использовались в предпринимательской деятельности с целью получения дохода от продажи, о чем представлены сведения регистрирующих органов, что представителем налогоплательщика не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основным видом деятельности ИП Забелина И.Н. является покупка, продажа земельных участков. Довод стороны административного истца о том, что часть земельных участков имеют характеристики, исключающие какое-либо использование, в том числе и в коммерческой деятельности, не опровергает их использование именно в целях предпринимательской деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что применение налоговой льготы при исчислении земельного налога в отношении указанных земельных участков, принадлежащих административному истцу, недопустимо. Налоговый орган правомерно произвел расчет земельного налога за 2018 год по кадастровой стоимости земельных участков, применив ставку 1,5%, предусмотренную для прочих земельных участков, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.114, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Забелиной И. Н. о признании незаконным действий МИФНС России № 1 по Московской области по применению ставки земельного налога в размере 1,5 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: <номер> указанных в уведомлении <номер> от <дата>. за 2018 налоговый период, обязании применить ставку земельного налога в размере 0,3 процента в отношении указанных земельных участков – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.

Судья &#0;

2а-6752/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Забелина Ирина Николаевна
Ответчики
МИ ФНС №1 по МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Аладин Д.А.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее