РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Жуковой А.Н.,
при помощнике судьи Гридиной К.В.,
с участием истца Сыдонца О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1812/2022 по иску Сыдонца О.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Сыдонец О.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (ГУ ТО УСЗН Тульской области) об обязании предоставить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что является ветераном труда, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, а именно, назначении ежемесячной денежной выплаты и назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов ЖКУ как ветерану труда, однако в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано.
Просил суд обязать ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить и выплачивать ему как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, ежемесячную денежную компенсацию на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Сыдонец О.Н. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца Сыдонца О.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Сыдонец О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение серии №.
Из сообщения ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Сыдонец О.Н. является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
Сведений о получении истцом пенсии (иных выплат) по линии органов ПФР не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ Сыдонец О.Н. обратился в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда и ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату ЖКУ.
Решением отдела социальной защиты населения по г. Туле - филиала ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Сыдонцу О.Н. в назначении мер социальной поддержки отказано, поскольку он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию или возраста 60 лет независимо от прекращения трудовой деятельности.
Не согласившись с данным отказом истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
Во исполнение данных положений 24 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
В силу ст.7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом, в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
Как установлено по делу, истцу, обратившемуся в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, было отказано со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, или возраста 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца о назначении ему ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Постановление правительства Тульской области от 28.09.2020 N 598 "Об утверждении Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области" право на денежную выплату имеют, в том числе, ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом денежная выплата назначается заявителю со дня подачи заявления и документов, в том числе в электронном виде, в учреждение (МФЦ), но не ранее возникновения права на указанную денежную выплату.
Таким образом, установив, что Сыдонец О.Н., имеющий удостоверение «Ветеран труда», обратился в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить Сыдонцу О.Н., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, разрешая требования истца о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» суд приходит к следующему.
Ст. 3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено право ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О страховых пенсиях", или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности на получение мер социальной поддержки, в том числе ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;
платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах, не имеющих центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Таким образом, предусмотренная ст. 3 Закона от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Такое право возникнет у мужчин не ранее достижения ими возраста 60-ти лет.
В Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 36).
В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Получателем пенсии на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни тем более получателем страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец не является.
Согласно представленным в дело документам, Сыдонец О.Н. возраста 60-ти лет не достиг как на момент обращения с соответствующим заявлением к ответчику, так и на момент рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», не основаны на законе, в связи с чем не усматривает правовых оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сыдонца О.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (ОГРН 1107154006156) назначить и выплачивать Сыдонцу О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №, ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 25 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жукова
Решение в окончательной форме изготовлено 1 июля 2022 года.
Председательствующий А.Н. Жукова