Дело № 3а-1681/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 21 декабря 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сокова А.В.
при секретаре Кондрашовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова А.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ :
Кузнецов А.А. обратился в Брянский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит магазин общей площадью 104,4 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. №1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость магазина составила 2 344 681 рубль 44 копейки. Полагая, что кадастровая стоимость указанного объекта значительно завышена, чем нарушаются его права как налогоплательщика, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость магазина в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ИП ФИО5, в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2019 г. рыночная стоимость магазина с кадастровым номером № составляет 1 518 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке ст. 247 КАС РФ в отсутствие административного истца и его представителя, представителей ответчиков Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации г.Сельцо, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменных ходатайствах на имя суда представители административного истца и ответчика Управления Росреестра по Брянской области просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Управление имущественных отношений Брянской области в отзыве на исковое заявление по существу исковых требований возражает против их удовлетворения, право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной не оспаривает.
В соответствии с отзывом административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Управление как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и представленный им отчет. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда.
В письменном отзыве на административное исковое заявление ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости в Брянской области.
В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация г.Сельцо просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что доказательств недостоверности величины стоимости объектов истцом не представлено и изменение установленной кадастровой стоимости неблагоприятно отразится на местном бюджете.
С учетом требований статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст.12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из материалов дела, Кузнецов А.А. является собственником магазина общей площадью 104,4 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.4-6).
В соответствии с Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. №1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость магазина составила 2 344 681 рубль 44 копейки.
Суд находит необоснованными доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о том, что Управление не является надлежащим ответчиком по настоящему делу по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 г. №457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Росреестр, кадастровая стоимость объектов недвижимости вносится в ЕГРН Управлением Росреестра по Брянской области после ее определения и утверждения Управлением имущественных отношений Брянской области либо ФГБУ «КП Росреестра по Брянской области» в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поэтому данный орган также является надлежащим ответчиком по делу.
В силу статьи 388, части 1 статьи 389, статьи 400, части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на землю и на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 390, частью 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Считая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему объектов, внесенная в государственный кадастр недвижимости, превышает их рыночную стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика, а также положительное экспертное заключение.
Административный истец в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости рассматриваемых объектов в размере рыночной представил отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ИП ФИО5, в соответствии с которым по состоянию на 01 января 2019 г. рыночная стоимость магазина с кадастровым номером № составляет 1 518 000 рублей.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст.12 Федерального закона № 135-ФЗ).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость оцениваемых объектов, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете об оценке, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом в ходе рассмотрения дела ни ответчики, ни заинтересованные лица, право административных истца на установление рыночной стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта не заявляли.
Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
На основании изложенного, суд считает возможным принять представленный истцом отчет, выполненный ИП ФИО5, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном отчете.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу в размере их рыночной, следует считать 26 октября 2020 г., то есть дату обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кузнецова А.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества - магазина общей площадью 104,4 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, определенной в размере 1 518 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 октября 2020 г. - дату подачи заявления в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Председательствующий А.В. Соков