11RS0001-01-2021-007954-45 дело №2-5487/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Мельниковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 06 августа 2021 года гражданское дело по иску Киселёвой Марии Владимировны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Киселёва М.В. обратилась с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению ей жилого помещения на условиях социального найма взамен жилого помещения по адресу: ..., признанного непригодным для проживания.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар».
В судебном заседании истец требования поддержала, просила обязать ответчика предоставить ей жилье во внеочередном порядке.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица в суд не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что с 1994 в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ...
Нанимателем этого жилого помещения является истец, с которой 03.11.2016 заключен договор социального найма.
На основании заключения межведомственной комиссии от 27.10.2017 №471 постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 16.11.2017 №11/3961 жилое помещение по адресу: г... признано непригодным для проживания.
22.12.2017 истец принята на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Закона республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ по категории лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным требованиям…».
На основании заключения межведомственной комиссии от 09.11.2018 №157 Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» 21.11.2018 №11/3082 многоквартирный жилой дом №... по ул.8 ... признан аварийным и подлежим сносу. Срок для расселения проживающих в доме граждан установлен до 2022 года.
03.02.2021 истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с просьбой о предоставлении жилья взамен непригодного жилого помещения, занимаемого ею по договору социального найма.
Письмом от 25.02.2021 администрация уведомила истца о том, что многоквартирный дом №... по ул.... ... в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» не включен, поскольку был признан аварийным после 01.01.2017, а бюджетные ассигнования для осуществления мероприятий по переселению граждан из указанного дома не предусмотрены. Для целей временного проживания истцу предложены жилые помещения маневренного фонда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Статьей 52 Кодекса установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализация его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В ходе рассмотрения дела установлено, истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, малоимущей в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в установленном порядке не признана.
Принятие истца на учёт в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, а не отношения, связанные с принятием на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, признанием малоимущими для этих целей, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
При таком положении, оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по внеочередному предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен занимаемого (непригодного для проживания) в настоящее время не имеется.
Наличие одного лишь факта признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о наличии у истца права на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.
Истец не лишена возможности воспользоваться предложенным администрацией МО ГО «Сыктывкар» маневренным жилищным фондом на период до момента расселения многоквартирного дома №...
С учетом изложенного, в удовлетворении требований истца следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Киселёвой Марии Владимировне в удовлетворении требований к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 09.08.2021.
Председательствующий О.Л. Саенко