Дело № 2-33/2020
УИД 76RS0001-01-2020-000005-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года г. Любим
Любимский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Рябкова А.В.
при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.
с участием истца Бурчаловой Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурчаловой Г.С. к администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Бурчалова Г.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области о признании права собственности на жилой дом. Доводы искового заявления обоснованы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истицы – Черёминой В.И. На момент смерти Черёмина В.И. была зарегистрирована и проживала по адресу: <данные изъяты> Данный жилой дом был собственности Черёминой В.И. и расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <данные изъяты>.
После смерти Черёминой В.И. открылось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 52, 5 кв.м., расположенного по адресу <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>, общей площадью 4100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовала запись о праве собственности Черёминой В.И. на жилой дом, объект не вошел в наследственную массу. Бурчалова Г.С., приняла наследство после смерти матери только на земельный участок, на котором расположен жилой дом. Право собственности матери на жилой дом подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права собственности на жилой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области. Инвентаризационная стоимость жилого дома, согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ составляет 282 874 рублей, год постройки дома -1950. В связи с тем, что в ЕГРП отсутствуют сведения о жилом доме, что объект на кадастровом учете не стоит, определить его кадастровую стоимость не возможно. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Наследниками Черёминой В.И. являются ее дочери: истец Бурчалова Г.С. и Брусникина О.И.. Брусникина О.И. от принятия наследства после смерти матери отказалась, с заявлением о принятии наследства к нотариусу в установленный законом срок не обратилась. После смерти матери жилой дом перешел в фактическое владение истицы. В установленный законом срок она обратилась в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство, и ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок. С момента смерти матери Бурчалова Г.С. оплачивает расходы на содержание жилого дома, поддерживает его в пригодном для проживания состоянии, летом проживает в доме. Решить вопрос о признании права собственности на жилой дом во внесудебном порядке не представилось возможным. Земельный участок, на котором расположен жилой дом ранее принадлежал матери Бурчаловой Г.С. – Черёминой В.И. на праве собственности, о чем в ЕГРН была сделана запись о праве от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время земельный участок принадлежит Бурчаловой Г.С. Наличие на данном земельном участке жилого дома, возведенного ее родителями еще в 1950 году, прав третьих лиц не нарушает. Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью 52,5 кв.м., расположенный по адресу <адрес> порядке наследования после смерти матери Черёмина В.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Бурчалова Г.С. исковые требования полностью поддержала и пояснила, что после смерти матери наследство приняла, нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок. Спора с Брусникиной О.И. о праве на наследство нет. Собственником жилого дома была мать - Черёмина В.И., но дом не был оформлен, как требуется по закону, поэтому сведений о нем в реестре недвижимого имущества и в кадастре нет. Скорее всего дом был приобретен родителями в период брака, но договор купли-продажи не сохранился. Право собственности матери на дом подтверждается выпиской из похозяйственной книги, справками об адресации дома, фактом принадлежности матери на праве собственности земельного участка, на котором расположен дом. Свидетельство о праве собственности на земельные участки она получила, но поставить дом на кадастровый учет и зарегистрировать право на дом без признания права собственности на дом судом не представляется возможным. Право собственности матери на дом подтверждено документально.
Представитель ответчика администрации Осецкого сельского поселения Ярославской области в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений по иску не представлено, заявлено о необходимости удовлетворения требований.
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно. Возражений по иску не представлено.
Третье лицо Брусникина О.И. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражений по иску не представлено.
Суд, заслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, а именно: технический паспорт на жилой <адрес> инвентарный №, год постройки 1950, общая площадь жилого дома 52, 5 кв.м., жилая площадь 31, 9 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о том, что собственником дома является Черёмина В.Н. на основании выписки из похозяйственной книги, других собственников не указано; домовая (поквартирная) книга регистрации граждан, проживающий в доме <адрес> указана зарегистрированной Черемина В.И., Черемин С.Н. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью; выписка из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Черёминой В.И. принадлежит на праве личной собственности жилой дом с надворными постройками по адресу <адрес>; выписка из Постановления Главы Любимского МР № от ДД.ММ.ГГГГ «Об адресации <адрес>; выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4100 кв.м.; свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ наследником Черёминой В.И. является дочь Бурчалова Г.С., на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 4100 кв.м.; свидетельство о смерти Черёминой В.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о смерти Черёмина С.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о заключении брака между Черёминым С.Н. и Чернышовой В.И. ДД.ММ.ГГГГ, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ приобретение права собственности на недвижимое имущество возможно путем наследования.
В соответствие с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, никем не оспорено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Бурчаловой Г.С. – Черёмина В.И., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти и выдано свидетельство о смерти. На момент смерти Черёмина В.И. была зарегистрирована и проживала по адресу <данные изъяты>. Право собственности Черёминой В.И. на спорный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес> не оспорено участниками, подтверждено администрацией Осецкого сельского поселения ЯО. После смерти Черёминой В.И. открылось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 52, 5 кв.м., расположенного по адресу <адрес> земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>, общей площадью 4100 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовала запись о праве собственности Черёминой В.И. на жилой дом, объект не вошел в наследственную массу, истица лишена возможности во внесудебном порядке оформить переход права собственности на жилой дом, являясь лицом, принявшим наследство после смерти матери, что подтверждено свидетельством о праве на наследство. Как указано выше, право собственности наследодателя на жилой дом подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права собственности на жилой дом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Осецкого сельского поселения Ярославской области. Иных наследников, принявших наследство нет, спора о праве с третьим лицом нет.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценивает предоставленные истцом доказательства как относимые, достоверные и допустимые, в совокупности взаимосвязанные и не противоречащие друг другу, достаточные для принятия решения. Доказательств иному в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом установлено, что истец Бурчалова Г.С. приняла наследство после смерти матери, фактически осуществляет права владения жилым домом 1950 года постройки, общей площадью – 52,5 кв.м, жилой площадью – 31, 9 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, установлено и не оспаривается, что указанный жилой дом принадлежал на праве собственности наследодателю Черёминой В.И., т. о. исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку установленные обстоятельства в силу закона являются основанием к признанию за истцом права собственности на спорное имущество в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 52, 5 ░░.░., ░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░ 31, 9 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.