Решение по делу № 12-24/2021 от 14.07.2021

№ 12-24/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы

на постановление по делу об административном правонарушении

село Омутинское 24 сентября 2021 года

Судья Омутинского районного суда Тюменской области Меркушева М.Н.

с участием Пинигина Д.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

при секретаре Иванове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Пинигина Д.В. на постановление по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района <адрес> ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО7 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Омутинского, Армизонского и <адрес>ов по пожарному надзору старшим дознавателем ОНД и ПР по <адрес> ФИО4

Жалоба мотивирована тем, что в период с 05 по ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Омутинскому, Армизонскому и <адрес>м была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района <адрес> по соблюдению действующего законодательства в области противопожарной деятельности, главой которого он являлся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам вышеуказанной проверки был составлен акт и протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении него, как должностного лица. В протоколе и акте проверки указано, что он отказался от ознакомления с протоколом об административном правонарушении, что не соответствует действительности. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов с протоколом его никто не знакомил, так как он находился на заседании Думы Омутинского муниципального района и о составлении протокола об административном правонарушении в указанное время не был уведомлен. ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Омутинского, Армизонского и <адрес>ов по пожарному надзору страшим дознавателем ОНД и ПР по <адрес> ФИО4 предложил ему подписать протокол задним числом, то есть ДД.ММ.ГГГГ, что он сделать отказался, потому как ДД.ММ.ГГГГ уже не являлся главой Шабановского сельского поселения так как был назначен на должность заместителя главы района, начальника Управления развития АПК Омутинского муниципального района. Акт проверки и протокол об административном правонарушении были направлены ему заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации сельского поселения, главой которого он уже не являлся и не мог получить. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Полагает, что он не был должным образом о месте и времени составления в отношении протокола об административном правонарушении, не получал определения о назначении дела к рассмотрению, чем были нарушены его права на защиту. Исполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ у него нет возможности, так как он не является главой Шабановского сельского поселения. В связи с изложенным просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и предписание от ДД.ММ.ГГГГ , производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО7 доводы, изложенные в жалобе, поддержал. В судебном заседании пояснил, что фактически проверка проводилась только ДД.ММ.ГГГГ. В этот день он совместно с инспектором госпожнадзора ФИО4 и помощником прокурора <адрес> ФИО5 проехали <адрес>, Сорокино, заехали в <адрес>. В остальные дни, указанные в акте, проверка не проводилась. В акте указано на нарушения в д. Слободская, однако фактически туда никто не ездил. Протокол об административном правонарушении был составлен в 14-00 часов ДД.ММ.ГГГГ, в нем указано, что он отказался подписать протокол, но о месте и времени составления протокола об административном правонарушении его никто не уведомил. В указанное время он не мог отказаться от подписания протокола, так как был на заседании Думы Омутинского муниципального района. Инспектор госпожнадзора ФИО4 позвонил ему ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа вечера, сказал подъехать подписать протокол, но он отказался это сделать. О рассмотрении протокола об административном правонарушении он не был уведомлен. Полагает, что при оставлении материала были допущены существенные нарушения закона, было нарушено его право на защиту, поэтому постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении нарушений законодательства области пожарной безопасности, вынесенного на его имя, подлежат отмене.

Государственный инспектор Омутинского, Армизонского и <адрес>ов по пожарному надзору старший дознаватель ОНД и ПР по <адрес> ФИО4 о месте и времени рассмотрения жалобы ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении был уведомлен надлежащим образом, не явился.

Заслушав ФИО2, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о дате, времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и влечет нарушение права такого лица на защиту.

В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодателем подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, в 14-00 часов ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Омутинского, Армизонского и Юргинского муниципальных районов по пожарному надзору старшим дознавателем ОНД и ПР по Омутинскому муниципальному району ОНД и ПР по Омутинскому, Армизонскому и Юргинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС по <адрес> ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района <адрес> ФИО2 (л.д. 15-16).

Согласно указанному протоколу об административном правонарушении в 14-00 часов ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что на территории Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района <адрес> ФИО7 не были выполнены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а именно не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения д. Русакова, не обеспечена своевременная очистка сухой растительности и покос травы на территориях населенных пунктов Шабановского сельского поселении, имеющие противопожарные минерализованные полосы составляют менее 10 метров.

В протоколе сделана отметка о том, что глава Шабановского сельского поселения ФИО7 отказался от подписания протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, судом установлено, что глава Шабановского сельского поселения ФИО7 на момент составления протокола об административном правонарушении в 14-00 часов ДД.ММ.ГГГГ находился на заседании Думы Омутинского муниципального района <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие направление или вручение главе Шабановского сельского поселения ФИО2 извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении сведений о направлении в адрес ФИО2 каких-либо извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не содержит, что свидетельствует о несоблюдении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО2

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие главы Шабановского сельского поселения ФИО2 повлекло существенное нарушение права ФИО2 на защиту. Нарушение права на защиту является фундаментальным и не может быть устранено при рассмотрении дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В соответствии с указанными выше нормами КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию.

На основании ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 данного Кодекса.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

При этом, исходя из приведенных положений КоАП РФ в порядке подготовки дела к рассмотрению должностное лицо должно установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим, на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала его разрешения по существу.

Государственным инспектором Армизонского, Омутинского, Юргинского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО4 протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ для устранения недостатков не возвращался, соответствующий процессуальный документ в материалы дела не выносился.

По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.

Возвращение дела на новое рассмотрение государственному инспектору Омутинского, Армизонского, Юргинского муниципальных районов по пожарному надзору старшему дознавателю ОНД и ПР по Омутинскому муниципальному району ОНД и ПР по Омутинскому, Армизонскому, Юргинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС по <адрес> ФИО4 означает возвращение дела на стадию его рассмотрения должностным лицом, а не на стадию подготовки к рассмотрению, что подразумевает невозможность совершения должностным лицом административного органа действий, направленных на устранение недостатков ранее собранной доказательственной базы (в том числе невозможность повторного составления административного протокола).

Таким образом, устранение недостатков протокола об административном правонарушении и внесение в него исправлений после рассмотрения дела по существу, на стадии обжалования и возвращения дела на новое рассмотрение не соответствует п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку судом установлен факт фундаментального нарушения норм процессуального права при рассмотрении должностным лицом административного дела в отношении главы Шабановского сельского поселения ФИО2, являющийся самостоятельным и безусловным основанием для отмены принятого по итогам рассмотрении дела решения, учитывая, что ранее судом установлен факт неизвещения привлекаемого лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и данное нарушение не может быть устранено в настоящее время, производство по делу подлежит прекращению по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью совершения главой Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района ФИО7 инкриминируемого административного правонарушения.

Поскольку суд пришел к выводу о прекращении в отношении ФИО6 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, то подлежит отмене и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенное по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы Шабановского сельского поселения Омутинского муниципального района <адрес> ФИО2, предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенные государственным инспектором Омутинского, Армизонского, Юргинского муниципальных районов по пожарному надзору старшему дознавателю ОНД и ПР по Омутинскому муниципальному району ОНД и ПР по Омутинскому, Армизонскому, Юргинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС по <адрес> ФИО4 отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п.п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано сторонами в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Омутинский районный суд <адрес>.

Судья

Омутинского районного суда ФИО1

Подлинник решения подшит в дело и хранится в Омутинском районном суде <адрес>).

Решение вступило (не вступило) в законную силу «___»_______________2021 года.

Копия верна.

Судья – ФИО1

12-24/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Пинигин Дмитрий Викторович
Суд
Омутинский районный суд Тюменской области
Судья
Баева Наталья Юрьевна
Статьи

20.4

Дело на странице суда
omutinsky.tum.sudrf.ru
14.07.2021Материалы переданы в производство судье
19.07.2021Истребованы материалы
26.07.2021Поступили истребованные материалы
27.08.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Вступило в законную силу
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021Дело оформлено
05.10.2021Дело передано в архив
24.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее