Решение по делу № 2-635/2016 от 09.11.2016

Дело № 2-635/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 декабря 2016 года                            село Красноборск                             

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.В.,

при секретаре Суханове А.А.,

при участии представителя истца Волковой И.В.,

представителя ответчика администрации МО «<адрес>» О.В.,

представителя ответчика администрации МО «<адрес> муниципальный район» Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Е. В. к администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    

Волкова Е.В. в лице представителя по доверенности Волковой И.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «<адрес> муниципальный район», о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, находящегося по адресу <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от __.__.______г. серия <адрес>. Квартира состоит из двух отдельных комнат, общей площадью 41,0 кв. м., имеет частичное благоустройство, а именно, газ. Свои обязательства по содержанию квартиры исполняет своевременно, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет. Распоряжением администрации МО «<адрес>» № ***-р от __.__.______г. «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» указанный жилой дом признан непригодным для проживания. До настоящего времени обязанности по расселению дома и предоставлению иного жилого помещения не исполнены. В связи с указанным просила обязать администрацию МО «<адрес> муниципальный район», предоставить благоустроенное применительно к условиям села Красноборска жилое помещение (квартиру) общей площадью не менее 41,0 кв. м., состоящее не менее чем из двух комнат в черте <адрес>.

Определением судьи от __.__.______г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МО «<адрес>».

Определением судьи от __.__.______г. произведена замена процессуального статуса третьего лица администрации МО «<адрес>» на соответчика.

В предварительном судебном заседании представитель истца Волкова И.В., действующая на основании доверенности на удовлетворении исковых требований настаивала, с учетом увеличения требований просила включить дом, находящийся по адресу: <адрес> программу по переселению из аварийного жилья, предоставить жилое помещение, пригодное для проживания.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес> муниципальный район» Е.Ф., действующая на основании доверенности, пояснила, что с требованиями не согласны, указали, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «<адрес>» поскольку между администрациями заключено соглашение от __.__.______г. между МО «<адрес> муниципальный район» и МО «<адрес>» о передаче полномочий по решению вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, аналогичное соглашение уже заключено на 2017 год.

    Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» требования полагал подлежащими удовлетворению.

В направленном ранее отзыве указали, что Волкова Е.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в администрации МО «<адрес>» не состоит. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Решение в порядке ст. 32 ЖК РФ об изъятии спорного жилого помещения, а также соглашения с Волковой Е.В. о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не принималось. В настоящее время свободных жилых помещений пригодных для проживания в с. Красноборске нет, строительство не ведется.

Выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации)

В силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

Согласно разделу II "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.

Согласно ст. 20.8 и 20.9 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Субъекты Российской Федерации, выполнившие обязательство, предусмотренное пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.

Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии:

1) наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года;

2) выполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что истцу принадлежит на праве собственности двухкомнатная квартира, общей площадью 41 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от __.__.______г. серия <адрес>.

Согласно заключения межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации МО «<адрес>» от __.__.______г. № ***р, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением главы администрации МО «<адрес>» от __.__.______г. № ***р, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указано расселить граждан, занимающих жилые помещения в доме по договорам социального найма в срок до 2016 года. Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях на период расселения и подавшим заявления, предоставить жилые помещения маневренного фонда.

Согласно техническому паспорту данный жилой дом, двухэтажный, 1967 года постройки. Квартира, принадлежащая истцу имеет общую площадь 41,0 кв. м, в том числе жилой 26,8 кв. м, состоящей из двух жилых комнат, кухни и туалета.

Малоимущей Волкова Е.В. в установленном порядке не признана, за получением данного статуса для целей получения жилого помещения в администрацию МО "<адрес>" не обращалась.

В Перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в адресную программу <адрес> "Переселение граждан из аварийного фонда" на 2013-2017 гг., утвержденную Постановлением <адрес> N 173-пп от __.__.______г. жилой дом N № *** по адресу: <адрес>, не включен. Данная программа разработана для достижения основной цели - ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного до 01 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов в Архангельской области (указанный дом признан аварийным и подлежим сносу после указанной даты).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, не утверждалась Правительством Архангельской области.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Многоквартирный дом N 30 не включен в региональную адресную программу, поэтому суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления ему другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 12 июля 2016 года N 16-КГ16-25.

При указанных обстоятельствах в настоящее время у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований по тем доводам и основаниям, которые заявлены и приведены в исковом заявлении, то в иске надлежит отказать.

Признание иска представителем ответчика сделанное в ходе пояснений в заседании суд не принимает на основании ч. 2 ст. 39 ГПК РФ поскольку это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с тем, что жилой дом, в котором находится квартира истца- собственника, признан непригодным для проживания после января 2012 года, в адресную программу по переселению не включен, соглашение между истицей и МО «Алексеевское» не заключалось, то предоставление истице жилья взамен признанного непригодным будет нарушать очередность предоставления жилья иным граждан право на предоставление которым признано ранее.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «<адрес>» и администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» о предоставлении жилого помещения и включении дома, расположенного по адресу: <адрес> адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» Волковой Е. В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                 подпись              С.В. Кузнецова

Верно:

Судья                                        С.В. Кузнецова

2-635/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Волкова Е.В.
Ответчики
Администрация МО "Красноборский муниципальный район"
Другие
Волкова И.В.
Администрация МО "Алексеевское"
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
09.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2016Передача материалов судье
14.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.11.2016Предварительное судебное заседание
05.12.2016Судебное заседание
12.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее