Решение по делу № 2а-2109/2020 от 22.07.2020

КОПИЯ                         УИД: 66RS0044-01-2020-003707-95

Дело 2а-2109/2020

                            

Мотивированное решение изготовлено судом 21.09.2020 (с учетом нерабочих дней 19.09.2020, 20.09.2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2020 года     город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Теплоухова П.В.,

при секретаре судебного заседания Марковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2109/2020 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Благотворительному фонду помощи детям «Остров» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту – ГУ Минюст РФ по Свердловской области) обратилось в суд с иском к Благотворительному фонду помощи детям «Остров» /далее -Организация/ о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований в административном исковом заявлении указано, что в результате анализа материалов учетного дела Благотворительный фонд помощи детям «Остров», зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области 07.02.2012, основной государственный регистрационный , ведомственный регистрационный номер – , выявлены нарушения законодательства Российской Федераций. В обоснование заявленных требований указало, что Министерством юстиции Российской Федерации по Свердловской области в адрес Фонда неоднократно были вынесены предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации в связи с непредставлением с 2015 года в нарушение статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отчетов о своей деятельности, в том числе сведений о финансово-хозяйственной деятельности, ее содержании и результатах, в орган, принявший решение о его регистрации. По факту неустранения нарушений, указанных в предупреждении от 28.11.2017 в установленный срок в отношении Организации 21.02.2018 составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушения РФ, назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере <данные изъяты> руб. Административным ответчиком выявленные нарушения законодательства не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанным заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ в соответствии с ч.4 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Представители административного истца ГУ Минюст РФ по Свердловской области, заинтересованного лица Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Благотворительного фонда помощи детям «Остров» и заинтересованное лицо – его единственный учредитель ФИО3 в судебном заседании против требований не возражал, согласился с ними, пояснив, что организация фактически не функционирует.

Суд, выслушав представителя административного ответчика и заинтересованное лицо, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 среди организационно-правовых форм общественных объединений выделяет общественные организации, общественные фонды и др.

Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, таким органом является Минюст России.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в соответствии с положениями Федерального закона N 82-ФЗ не любые нарушения законодательства Российской Федерации, а лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.

Закон не устанавливает перечень грубых нарушений.

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу пункта 3.1 названной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

На основании пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Как следует из материалов дела, по факту непредставления обязательной отчетности, предусмотренной п. 3 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2015 год, а также непредставления отчетности, предусмотренной п. 2 ст. 19ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», за 2015 год, Главным управлением в адрес Организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц было вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации от 02.08.2016 № 66\03-13989, повторно от 28.11.2017 № 66\03-19890 / л.д.16, 17, 18-19/.

21.02.2018 был составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере <данные изъяты> руб. /л.д.20/

Таким образом, судом установлено нарушение в деятельности Благотворительного фонда помощи детям «Остров» обязательных требований, установленных законом, которые носили грубый неоднократный характер, в связи с чем заявленные требования о ликвидации Организации являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, поскольку изложенные в данном административном исковом заявлении Главного управления нарушения, выявленные в деятельности Организации, являются основаниями для ее ликвидации, то ликвидация влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

В соответствии со ст. 1 - 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по общему правилу налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации. Согласно этому порядку налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием для внесения сведений является решение о государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством Юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы. Данное решение Главное управление принимает только на основании соответствующего решения суда. Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации принимает суд, то в этом решении должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица путем исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ.

Таким образом, Благотворительный фонд помощи детям «Остров» подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 263, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Благотворительному фонду помощи детям «Остров» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию «Благотворительный фонд помощи детям «Остров», зарегистрированную за основным государственным регистрационным номером 112660000471, и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись П.В. Теплоухов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-2109/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области
Ответчики
Благотворительный фонд помощи детям "Остров"
Другие
Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга
Горелов Сергей Владимирович
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Теплоухов Павел Вениаминович
Дело на странице суда
pervouralsky.svd.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020Дело оформлено
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее