Дело № 3а-11/2022 (3а-113/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кызыл 25 января 2022 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - судьи Железняковой С.А.,
при секретаре Ондар Ч.Ч.,
с участием представителя заинтересованного лица - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Монгуша О.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Монгуш О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 октября 2014 года на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - должник) возложена обязанность предоставить ему жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. До настоящего времени решение суда не исполнено. Общая продолжительность исполнения решения суда составляет 7 лет. Считает, что продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. Просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 рублей, взыскать расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей, а также расходы на оплату услуг адвоката в размере 5 000 рублей.
В судебное заседание административный истец Монгуш О.В., представители административных ответчиков - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерства финансов Республики Тыва, заинтересованного лица - УФССП по Республике Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Министерства труда и социальной политики Республики Тыва (правопреемника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва) Монгуш Э.Э. просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав мнение лица, участвующего в рассмотрении дела, изучив материалы административного и гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов гражданского дела № 2-5015/201 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 октября 2014 года, вступившим в законную силу 15 ноября 2014 года, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва возложена обязанность предоставить Монгушу О.В. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда был выдан исполнительный лист серии ВС № 008146017.
26 ноября 2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № 36917/14/17002-ИП в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
На день рассмотрения настоящего административного дела судебное решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения Монгушу О.В. не исполнено.
Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (18 ноября 2014 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (24 декабря 2021 года), составила 7 лет 1 месяц 7 дней.
На основании пункта 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на Министерство функций (пункты 1 и 48 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утверждённого Постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 года № 591).
Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке, реализации и нормативно-правовому регулированию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва, а также координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва (пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 года № 60 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры»).
Поскольку обязанность предоставить Монгушу О.В. жилое помещение возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, следовательно, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва являются надлежащими ответчиками по данному административному делу.
В части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как установлено судом, исполнительное производство № 36917/14/17002-ИП возбуждено 26 ноября 2014 года, направлено должнику извещение о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю на 4 декабря 2014 года.
10 декабря 2014 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа в 5-дневный срок, а также должник предупрежден об уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
24 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
25 декабря 2014 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило заявление должника об отсрочке исполнение решения суда, которое определением суда от 2 апреля 2015 года оставлено без удовлетворения.
31 декабря 2014 года должник обратился с жалобой в УФССП по РТ на постановление о взыскании исполнительского сбора от 24 декабря 2014 года.
20 января 2015 года старший судебный пристав вынес постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
16 марта 2015 года по результатам проверки исполнительного производства заместителем начальника отдела МОСП г. Кызыла по РОВИП даны указания судебному приставу-исполнителю со сроком исполнения до 16.04.2015 года.
10 апреля 2015 года должник направил письмо в адрес судебного пристава-исполнителя в ответ на предупреждение об уголовной ответственности, в котором указал, что злостного неисполнения решения суда со стороны Министерства не имеется, так как отсутствует вина в неисполнении решения суда.
3 июня и 14 октября 2015 года должнику направлены требования об исполнении исполнительного документа в 5-дневный срок.
13 ноября 2015 года должником подано заявление об отложении исполнительных действий в связи с подачей в суд заявления о замене должника.
4 декабря 2015 года должник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
24 февраля 2016 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа в 5-дневный срок.
3 марта 2016 года в службу судебных приставов поступило письмо от должника об отложении исполнительных действий, поскольку должником предпринимаются активные меры по исполнению решения суда.
27 мая 2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 2 июня 2016 года.
7 июля 2016 года решением Кызылского городского суда Республики Тыва должник освобождён от уплаты исполнительского сбора.
20 ноября 2016 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа в 4-дневный срок.
7 марта 2017 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
7 марта 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 7 апреля 2017 года.
7 марта 2017 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа в 30-дневный срок.
30 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 9 июня 2017 года, также он предупреждён об уголовной ответственности.
23 августа 2017 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 29 августа 2017 года.
28 сентября 2017 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
24 октября 2017 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 27 октября 2017 года.
18 декабря 2017 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
13 ноября 2017 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило заявление должника о замене стороны исполнительного производства, которое определением суда от 15 декабря 2017 года оставлено без удовлетворения.
6 февраля 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 14 февраля 2018 года.
15 февраля 2018 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
9 апреля и 14 мая 2018 года должнику направлены требования об исполнении исполнительного документа.
7 июня 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 15 июня 2018 года.
18 июня 2018 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
4 июля 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 9 июля 2018 года, также он предупреждён об уголовной ответственности.
20 сентября 2018 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
4 октября 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 10 октября 2018 года.
12 октября 2018 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
31 октября 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 9 ноября 2018 года.
26 ноября 2018 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 29 ноября 2018 года.
30 января 2019 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 7 февраля 2019 года.
26 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
6 марта 2019 года постановлением старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП должник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
19 марта 2019 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступила жалоба должника на постановление от 6 марта 2019 года, решением суда от 21 мая 2019 года административный штраф заменён на предупреждение.
19 ноября 2019 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
19 ноября 2019 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 25 ноября 2019 года.
19 ноября 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 25 ноября 2019 года.
20 января 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31 января 2020 года.
20 января 2020 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 31 января 2020 года.
24 января 20220 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.6 февраля 2020 года в отношении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
12 февраля 2020 года постановлением старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
15 июля 2020 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 2 августа 2020 года.
30 октября 2020 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 25 ноября 2020 года.
20 ноября 2020 года в службу судебных приставов поступило письмо от должника о невозможности исполнения решения суда в силу объективных причин, независящих от него.
28 декабря 2020 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 18 января 2021 года.
2 февраля 2021 года от должника в службу судебных приставов поступило письмо о том, что Министерство не уклоняется от исполнения решения суда, однако находится в зависимом положении от других отраслей исполнительной власти (Минтруд РТ, Минфин РТ, Минстрой РТ) в части финансирования, строительства и заключения договоров специализированного найма жилого помещения.
26 февраля 2021 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
26 февраля 2021 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 15 марта 2021 года.
12 марта 2021 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 17 марта 2021 года.
12 марта и 25 мая 2021 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
17 марта 2021 года в Кызылский городской суд Республики Тыва поступило заявление должника об отсрочке исполнения решения суда, которое определением суда от 12 июля 2021 года оставлено без удовлетворения.
26 мая 2021 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 14 июня 2021 года.
17 августа 2021 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 27 августа 2021 года.
18 августа 2021 года должник предупреждён судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 315 УК РФ за злостное неисполнение решения суда.
11 октября 2021 года составлен акт о совершении исполнительных действий.
11 октября 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 26 октября 2021 года.
11 октября 2021 года должнику направлено требование об исполнении исполнительного документа до 26 октября 2021 года.
12 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
18 ноября 2021 года постановлением старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП должник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закреплённого за гражданином законодательством Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывают авторитет органов государственной власти, должностных лиц и государства,
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Европейский Суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жильё, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жильё, в качестве оправдания неисполнения судебного решения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, то, что решение до сих пор не исполнено, с учётом приведённых выше правовых позиций Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьёй 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод», а действия государственных органов, на которые возложено исполнение судебного решения, не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Учитывая критерии, установленные в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и, принимая во внимание все обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока. При этом за данную задержку исполнения решения административный истец ответственности не несёт.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, а административный иск Монгуша О.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва подлежащим удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ).
Административный истец просит присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 250 000 рублей.
Исходя из требований Монгуша О.В., принимая во внимание личность административного истца, длительность неисполнения судебного акта – 7 лет 1 месяц 7 дней, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда – жилое помещение, учитывая комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, то, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения явилось то, что Монгуш О.В. является сиротой, состоит на учёте на получение жилого помещения с 15 октября 2008 года, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действующего законодательства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данного права в разумный срок, а не возмещение имущественного вреда и убытков, причинённых административному истцу длительным неисполнением судебного акта, поэтому требование административного истца при присуждении компенсации учесть стоимость аренды жилья не подлежит удовлетворению.
Доводы возражения представителя заинтересованного лица о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с необходимостью выполнения ряда мероприятий, которые исполняются несколькими органами исполнительной власти Республики Тыва, не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных и договорных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.
Подпунктом «б» пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.
В пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обязанность исполнить требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации).
Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Министерство финансов Республики Тыва.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
В статье 106 КАС РФ указано, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, среди прочих, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со статьёй 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ за счёт средств республиканского бюджета Монгушу О.В. подлежат возмещению его расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается квитанцией от 12 декабря 2021 года, а также за услуги адвоката по составлению искового заявления в размере 5 000 рублей, оплата указанной суммы подтверждена квитанцией от 5 декабря 2021 года. Указанная сумма расходов по оплате услуг адвоката является разумной, соответствующей рекомендуемым минимальным ставкам, утверждённым решением Совета Адвокатской палаты Республики Тыва от 20 февраля 2021 года № 20 и размещённым на официальном сайте Адвокатской палаты Республики Тыва.
В силу части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Монгуша О.В. удовлетворить частично.
Присудить Монгушу О.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере ** рублей, 300 рублей в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины, а также 5000 рублей за услуги адвоката.
Исполнение решения суда возложить на Министерство финансов Республики Тыва за счёт средств республиканского бюджета путём перечисления взысканной денежной суммы на банковский счёт Монгуша О.В. № **, открытый в Сибирском филиале ПАО «Росбанк» г. Кызыл, ИНН 7730060164, БИК 040407388, кор./счёт 30101810000000000388, КПП 246602002.
Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Монгуша О.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 25 января 2022 года.
Председательствующий С.А. Железнякова