Решение по делу № 2а-740/2020 от 07.11.2019

Дело № 10RS0011-01-2019-010487-57 (2а-740/2020 (2а-9048/2019))

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.03.2020 г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Лучинину Роману Владимировичу о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Лучинину Роману Владимировичу (далее – административный ответчик, страхователь) о взыскании обязательных платежей.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик по 26.12.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальный предприниматель), но им не в полном объеме исполнена обязанность по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы), в связи с чем образовалась задолженность за период с 01.01.2016 по 26.12.2016, на которую, а также на ранее взысканную по постановлению органа, осуществлявшего контроль за правильностью исчисления страховых взносов за 2015 г задолженность по страховым взносам в сумме 3650,58 руб. за период с 01.01.2017 по 05.09.2018 начислены пени, в связи с чем просит взыскать:

– 3513,19 руб. – недоимку по страховым взносам за 2016 г;

– 1261,73 руб. – пени.

Определением от 11.03.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы дела № СП2-1965/2019-5, суд приходит к следующим выводам.

Административный ответчик в период с 31.10.2012 по 26.12.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

До вступления 01.01.2017 в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ) вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировался ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (здесь и далее – в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее – Закон).

Поскольку деятельность административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена 26.12.2016, как с учетом ч. 8 ст. 16 Закона, так и с учетом п. 5 ст. 432 НК РФ (являющихся специальными по отношению к ч. 1 ст. 16 Закона и п. 2 ст. 432 НК РФ), страховые взносы должны были быть уплачены им до 10.01.2017 включительно.

Налоговым органом (как принявшим решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, так и осуществлявшим с 01.01.2017 деятельность по взысканию страховых взносов), требование об уплате в срок до 17.10.2018 недоимки и пени по страховым взносам направлено только 05.09.2018, то есть более чем через 1 год 8 месяцев со дня возникновения недоимки, о которой налоговому органу не могло быть не известно.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Проверяя соблюдение сроков обращения с настоящими требования, суд отмечает следующее.

В определениях Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О, от 24.12.2013 № 1988-О и от 22.04.2014 № 822-О сформулирована правовая позиция, согласно которой в п. 2 ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. Соответственно, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.

Из этого же исходит Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в пункте 31 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных в том числе статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном 20.12.2016 Президиумом Верховного Суда РФ, а также в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.06.2019 № 18-КА19-13 сформулирован подход, согласно которому несвоевременное совершение уполномоченным органом действий по взысканию задолженности не влечет продления совокупного срока для ее принудительного взыскания, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной законом.

Определяя срок, в течение которого налоговый орган вправе направлять заявление о взыскании в судебном порядке налога, сбора, пени, штрафов в случае, если их суммарный размер превышает 3000 руб., суд принимает во внимание взаимосвязанные положения п. 2 ст. 48, абз. 4 п. 4, п. 6 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ, в силу которых заявление в суд о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафам должно быть направлено в суд не позднее 9 месяцев 14 дней (далее – суммарный срок) со дня истечения срока уплаты налога, указанного в ранее направленном налоговом уведомлении, в том числе: 3 месяца – срок для направления требования (п. 1 ст. 70 НК РФ), 6 дней – срок для получения требования (п. 6 ст. 69 НК РФ), 8 дней – срок для добровольного исполнения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ), 6 месяцев – срок для предъявления заявления в суд (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, если требование об уплате налога и сбора направлено по истечении суммарного срока со дня истечения срока уплаты налога, установленного указанными нормативными предписаниями, срок подачи заявления является пропущенным.

В иных случаях, срок обращения в суд не должен превышать суммарный. Если срок исполнения требования, установленный в нем, превышает предусмотренный абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафам лишь увеличивается на период превышения установленного срока над нормативно закрепленным, но не прерывает течение суммарного срока.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что подлежит проверке не только соблюдение административным истцом срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ, пп. 2 и 3 ст. 48 НК РФ, но и срока, установленного ст. 70 НК РФ, и, как следствие, общего суммарного срока обращения в суд, с тем, чтобы исключить возможность произвольного продления установленного для принудительного взыскания налога срока, осуществляемого только и исключительно по воле налогового органа, который, реализуя имеющиеся у него властно-распорядительные полномочия, имеет возможность на сколь угодно продолжительный срок продлять пропущенный срок взыскания недоимки, в том числе, направлением требований об уплате налога по прошествии сколь угодно значительного периода времени.

При этом следует исходить из презумпции осведомленности налогового органа (кредитора) о неисполнении налогоплательщиком (должником) своих обязательств, в том числе, имея ввиду то обстоятельство, что налоговые органы составляют единую централизованную систему (в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы) контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Как усматривается из материалов настоящего дела суммарный срок (с учетом срока исполнения обязанности по уплате страховых взносов 10.01.2017) истек 24.10.2017. Соответственно, налоговым органом пропущен срок, установленный пп. 1 и 2 ст. 48 и п. 1 ст. 70 НК РФ, более чем на 10 месяцев.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Инспекцией пропущен срок на взыскание страховых взносов за 2016 г и пени на них, имея ввиду их акцессорный характер (определение Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О). Соответственно, данная недоимка является безнадежной к взысканию (п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ), в связи с чем в удовлетворении данных требований следует отказать. При этом суд не усматривает уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению налогового органа с требованиями о взыскании с налогоплательщика недоимки и пени за указанный период. При этом Инспекцией не заявлено о восстановлении пропущенного срока и не представлено уважительных причин его пропуска.

Кроме того, полагая возможным отказать как во взыскании недоимки по страховым взносам за 2016 г, так и пени на недоимку 2015 г, суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствие с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Таким образом, анализ приведенных положений ст. 11 Закона № 436-ФЗ и ч. 11 ст. 14 Закона свидетельствует о том, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка, пени, штрафы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы.

Имеющаяся в ч. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям ч. 11 ст. 14 Закона касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период и не касается оснований образования задолженности, подлежащей списанию (определения Верховного Суда РФ от 09.08.2019 № 3-КА19-5, от 31.10.2019 № 302-ЭС19-10771 по делу № А74-6054/2018, от 01.11.2019 № 302-ЭС19-10889 по делу № А74-6053/2018, от 01.11.2019 № 302-ЭС19-10889 по делу № А74-6053/2018, от 20.12.2019 № 43-КА19-29).

Соответственно, как испрашиваемая недоимка по страховым взносам за 2016 г (то есть за период, истекший до 01.01.2017) и пени на нее, а тем более, недоимка за 2015 г и начисляемые на нее пени подлежат списанию в безусловном порядке в силу прямого предписания ч. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ, что является основанием для отказа во взыскании пени на недоимку по страховым взносам за 2015 г и самостоятельным основанием для отказа во взыскании страховых взносов за 2016 г и начисленных на нее пени.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Лазарева

2а-740/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Ответчики
Лучинин Роман Владимирович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
08.11.2019Регистрация административного искового заявления
08.11.2019Передача материалов судье
08.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
16.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
25.03.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее