Судья Решеткин С.Ю. Дело № 21-396/2016
РЕШЕНИЕ
01 июня 2016 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 14 марта 2016 года и решении Усинского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ,
установил:
постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Коми Пафнучевой А.В. № <Номер обезличен> от 14 марта 2016 года ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением судьи Усинского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2016 года приведенное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», не согласно с вынесенным по делу решением судьи городского суда, просит его отменить, также просит изменить постановление должностного лица управления Росприроднадзора по Республике Коми в части назначенного штрафа, снизив его размер, в связи с наличием предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Буняковой В.В., действующей на основании доверенности, прихожу к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, учитывая следующее.
Часть 1 статьи 8.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Объективной стороной вышеуказанного правонарушения являются действия по осуществлению разработки земных недр и добыче полезных ископаемых, при которых виновным лицом не соблюдаются установленные действующим законодательством требования к рациональности использования недр, допускаются сверхнормативные потери, выборочная отработка богатых залежей.
Основные требования по рациональному использованию и охране недр сформулированы в статье 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 года 2395-1 «О недрах». К числу основных требований по рациональному использованию и охране недр включаются обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр, обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
Согласно положениям статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природопользователь обязан осуществлять эффективные меры сбора попутного нефтяного газа при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств.
В силу пункта 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1166-ст, система использования попутного нефтяного газа, включая объекты утилизации газа, должна обеспечивать уровень его использования не менее 95 процентов.
Согласно материалам дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» получена лицензия ... на право поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах участка ... впадины, расположенной в ... км к северо-западу от г. <Адрес обезличен> и зарегистрирована в МПР России от 27 июня 2005 года № <Номер обезличен> Срок окончания действия лицензии 30 июня 2023 года.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной на основании плана работы прокуратуры Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о недрах в части выполнения условий лицензионных соглашений и рационального использования недр ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» при проведении работ по разведке и добыче углеводородного сырья на <Адрес обезличен> нефтяном месторождении в пределах участка ... впадины за 2015 год, установлено, что при осуществлении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» вышеназванной деятельности Обществом допущено нарушение требований действующего законодательства по рациональному использованию недр.
Действующими проектными документами является «Технологическая схема разработки ... месторождения», утвержденная Протоколом заседания Северо-Западной секции ЦКР Роснедр по УВС за № 1028 от 22 декабря 2014 года.
Решением Северо-Западной секции ЦКР Роснедр по УВС «Технологическая схема разработки ... месторождения» согласован при условии выполнения положений, согласно которым в 2015 году ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» необходимо обеспечить закачку в пласт рабочего агента (воды) в объеме 48 тыс.м3; необходимо обеспечить использование растворенного газа 95% начиная с 2015 года.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в 2015 году по приведенному участку не выполнены проектные решения в части показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа – проект не более 5%, фактически 65,1% в целом по ... впадине, 70,4% по ... месторождению.
Всего за 2015 год в пределах указанного месторождения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» добыто 188,094 млн.м3 попутного нефтяного газа (459,92 млн.м3 в целом по ... впадине). При этом попутный нефтяной газ в объеме 55,721 млн.м3 использован в технологических нуждах (утилизирован) в пределах месторождения (160,51208 млн.м3 в целом по ... впадине), газ в объеме – 132 373 млн.м3, то есть 70,4% - сожжено или растворено в воздухе предприятием на факельных установках (в пределах ... впадины 299,40792 млн.м3 сожжено или растворено в воздухе предприятием на факельных установках, то есть 65,6%).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе производства по данному делу судья Усинского городского суда и должностное лицо при соблюдении требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ пришли к обоснованному выводу о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами и проектных документов по разработке нефтяного месторождения, определяющие объем использования растворенного газа, допустив нерациональное использование недр в пределах ... нефтяного месторождения, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых и в части объема закачки воды в пласт.
Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих юридическое значение обстоятельств в пределах санкции части 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц.
Назначенное административное наказание является соразмерным совершенному административному правонарушению. Оснований для его смягчения, применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в том числе по доводам, приведенным в жалобе, не имеется.
Само по себе несогласие Общества с размером назначенного административного штрафа не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов юридического лица.
В целом все доводы жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных должностным лицом, судьей городского суда в полном соответствии с правилами статьи 26.1 КоАП РФ, правовых оснований для переоценки которых не имеется.
Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих изменение и отмену обжалуемого постановления должностного лица и состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Управления Росприроднадзора по Республике Коми Пафнучевой А.В. № 03-16/14 от 14 марта 2016 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – без удовлетворения.
Судья ... И.Г. Пристром