Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года Дело № 2-917/2023
Приокский районный суд г.Нижний Новгород в составе:
Председательствующего судьи Кузичевой И.Н.,
При секретаре Чеховой Е.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску администрации города Нижнего Новгорода к Кульпину Сергею Ивановичу, Казанцевой Светлане Викторовне о сносе самовольной постройки,
установил:
истец администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ответчикам Кульпину Сергею Ивановичу, Казанцевой Светлане Викторовне о сносе самовольной постройки, указав в иске в обоснование требований, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных на <адрес>, с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» ведется строительство объекта капитального строительства.
В соответствии с выписками из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом», площадью 311 кв.м. принадлежит на праве собственности Казанцевой Светлане Викторовне на основании государственной регистрации права номер 52:18:0000000:28231-52/156/2022-3 от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом», площадью 267 кв.м. принадлежит на праве собственности Кульпину Сергею Ивановичу на основании государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с обращениями садоводов СНТ «Ленинское знамя» и СНТ «Поляна-2» ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного строительного надзора <адрес> (далее - Инспекция) в отношении объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных на <адрес> была проведена проверка в порядке ст. 51.1 и ч. 16-21 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В ходе проверки было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № ведется строительство объекта капитального строительства, территория строительной площадки не огорожена, рабочие отсутствовали, на объекте выполнены работы по устройству фундамента.
Строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в порядке, определенном статьей 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГрК РФ.
В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в соответствии с частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
По информации, предоставленной департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода, разрешение на строительство каких-либо объектов недвижимости на указанной территории не выдавалось, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не поступало, с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства собственники земельных участков не обращались.
Учитывая изложенное, на указанных земельных участках ведется строительство объекта, для которого в соответствии со ст. 51 ГрК РФ требуется получение разрешения на строительство.
По информации, предоставленной министерством строительства Нижегородской области, заявлений о выдаче разрешения на строительство объекта по указанному адресу в министерство не поступало, разрешений на строительство не выдавалось.
Инспекцией в соответствии с частью 17 ст. 54 ГрК РФ направлено в администрацию г.Н.Новгорода уведомление о выявлении самовольной постройки № от ДД.ММ.ГГГГ (поступило в администрацию г.Н.Новгорода ДД.ММ.ГГГГ) для принятия соответствующих мер в рамках предоставленных полномочий.
В соответствии с постановлением администрации г.Н.Новгорода от 19.12.2019 № 5029 «О сносе самовольных построек на территории города Нижнего Новгорода» (далее - постановление о сносе) ДД.ММ.ГГГГ в администрации г.Н.Новгорода проведено заседание комиссии по сносу самовольных построек на территории города Нижнего Новгорода, о чем составлен протокол №.
По результатам проведенного заседания было принято решение - в соответствии с п.2.8.2 приложения № к постановлению о сносе поручить администрации Приокского района г.Н.Новгорода обратиться с исковым заявлением в суд к собственникам земельных участков с кадастровыми номерами № о сносе самовольной постройки.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Действия ответчиков нарушают права и законные интересы муниципального образования город Нижний Новгород, а также общественные интересы, так как в силу статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольно строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчика ответчиком является заказчик или лицо, по заявлению которого была осуществлена самовольная постройка. При этом в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольное строительство, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки, ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее это имущество во владение.
Согласно положения пунктов 1, 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
В силу статьи 51 ГрК РФ строительство любого объекта должно вестись при наличии соответствующего разрешения на строительство и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. Разрешение на строительство не требуется в случаях, определенных в части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Таким образом, ответчиками производится строительство объекта капитального строительства без получения необходимого в силу закона разрешения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 12, 222 Гражданского кодекса РФ, статьями 51, 55.32 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 19.12.2019 № 5029 «О сносе самовольных построек на территории города Нижнего Новгорода» истец просит суд:
Обязать ответчиков Казанцеву Светлану Викторовну, Кульпина Сергея Ивановича в течение 3 (трех) месяцев снести в порядке, определенном статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ, самовольную постройку: строящийся объект капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Медведева Н.А. (по доверенности) исковые требования администрации <адрес> поддержала.
Ответчик Кульпин С.И., его представитель Рыжов И.Б. исковые требования не признали, пояснили, что на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Кульпину С.И., с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом» происходит реконструкция жилого дома, ранее находящегося на земельном участке, нарушений градостроительных норм не имеется.
Ответчик Казанцева С.В. в суд не явилась, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области, Монов О.А., Мамруков А.И., привлеченные судом к участию в деле в качестве 3-х лиц, в суд не явились, извещены в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.222 ГК РФ:
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.
3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>, с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом», площадью 311 кв.м. принадлежит на праве собственности Казанцевой Светлане Викторовне, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта; земельный участок по этому же адресу с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом», площадью 267 кв.м. принадлежит на праве собственности Кульпину Сергею Ивановичу, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ
Земельные участки с кадастровыми номерами № образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Кульпиной Г.С., расположенного по адресу<адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общая площадь 578 кв.м. Право собственности зарегистрировано на основании постановления главы администрации города Нижнего Новгорода «О предоставлении в собственность земельных участков для ведения садоводства в садоводческом некоммерческом товариществе «Ленинское знамя» по ул. Тропинина в Приокском районе города Нижнего Новгорода» от 16.03.2009 № 861.
В результате рассмотрения обращений Мамрукова А.И., Монова О.А. Инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области в ходе выездного обследования было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № ведется строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, территория строительной площадки не огорожена, рабочие отсутствовали, на объекте выполнены работы по устройству фундамента. Инспекцией в администрацию города Нижнего Новгорода направлено уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия соответствующих мер (л.д.62,67).
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на то, что ответчики начали возведение объекта капитального строительства на принадлежащих им земельных участках, до получения разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), в связи с чем, возводимый объект отвечает признакам самовольной постройки, установленным пунктом 1 статьи 222 ГК РФ.
Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.
Исходя из положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ в целях признания объекта самовольной постройкой судом должно быть установлено, что спорный объект не соответствует установленным требованиям о получении градостроительных согласований и разрешений, действующих как на дату начала возведения или создания самовольной постройки, так и на дату выявления самовольной постройки.
Применительно к объектам индивидуального жилищного строительства Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) определены новые (упрощенные) правила возведения объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) :
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. 03.08.2018), от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 350-ФЗ)
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе в случае, указанном в части 11 статьи 52 настоящего Кодекса;…
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что в целях строительства соответствующего объекта застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве. Уполномоченным органам проверяется соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным градостроительным параметрам и требованиям, а также правовому режиму земельного участка (части 8 - 10 статьи 51.1 ГрК РФ).
Положениями этой же статьи установлены основания для возвращения застройщику уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения, а также направления ему уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения такого объекта (части 6, 7, 10 статьи 51.1 ГрК РФ).
При этом случаи отказа в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке данной нормой не определены.
Частью 5 статьи 16 Закона N 340-ФЗ правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу названного федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 1 марта 2031 г. направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ (в редакции указанного федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Из анализа приведенных положений следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта индивидуального жилищного строительства согласно планируемым параметрам на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии планируемых параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта и возможности его возведения на заявленном участке.
В данном случае истцом не представлено доказательств и судом не установлено, что спорный объект не соответствует установленным градостроительным параметрам и требованиям, правовому режиму земельного участка или возводится с иными нарушениями установленных норм и правил, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Осуществление работ по возведению объекта индивидуального жилищного строительства, который отвечает параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, без разрешения на строительство и до направления уведомления о планируемом строительстве, при условии, что строительство осуществляется с соблюдением установленных норм и правил, не является основанием для отказа в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта установленным требованиям и квалификации такого объекта как самовольной постройки.
Возведение объекта индивидуального жилищного строительства без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве само по себе не является признаком самовольной постройки, если строительство такого объекта осуществляется с соблюдением установленных норм и правил.
Истец, обращаясь с настоящим иском, ссылается на то, что строительство объекта капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 52:18:0000000:28231 и 52:18:0000000:28232 ведется ответчиками с нарушением градостроительных норм и правил, а именно: земельные участки расположены в территориальной зоне ТР-3, где строительство жилых домов не допускается.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил застройки и землепользования, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
В свою очередь, правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что земельные участки, принадлежащие ответчикам, с кадастровыми номерами № согласно генеральному плану города Нижнего Новгорода, утвержденному постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 N 22 находились в функциональной зоне Жсм (зона смешанной функционально - "жилая - общественная многоквартирная" жилой застройки).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденным приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от № - земельные участки в соответствии с картой границ территориальных зон города Нижнего Новгорода расположены в территориальной зоне ТР-3 (зона рекреационно-ландшафтных территорий с высокими нагрузками).
Согласно ст.32.4 Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденным приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 № 07-01-66/22, - зоны рекреационно-ландшафтных территорий с высокими нагрузками выделены для обеспечения отдыха населения, занятий физкультурой и спортом.Зоны ТР-3 выполняют, помимо рекреационных, санитарно-защитные, экологические, природоохранные и эстетические функции. Не допускается деятельность, отрицательно влияющая на экологическую обстановку и непосредственно не связанная с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
По смыслу закона снос самовольной постройки является крайней мерой, применяемой судом только в том случае, если будет установлено, что сохранение такой постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, и эти нарушения являются неустранимыми и существенными.
Само по себе отдельное нарушение, в том числе градостроительных, и иных норм и правил, в отсутствие реальной угрозы препятствий в осуществлении правомочий собственника не является безусловным основанием для сноса строения.
Текущее состояние строящегося объекта (выполнены работы по устройству фундамента) не позволяет сделать однозначных выводов о его назначении, по объяснениям ответчиков - они строят жилой дом путем реконструкции снесенного. Назначение объекта будет возможно установить только после завершения строительства и начала его эксплуатации. Земельные участки, принадлежащие ответчикам, имеют категорию «земли населенных пунктов», виды разрешенного использования «под индивидуальный жилой дом».
В данном случае на момент утверждения Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утв. приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельные участки с кадастровыми номерами № (ранее единый земельный участок к.н. №) включенные в границы функциональной зоны Жсм, а в последующем в границы функциональной зоны ТР-3, находились в частной собственности.
Исходя из положений главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план является документом долгосрочного территориального планирования, в связи с чем его подготовка направлена не на отображение фактического использования территории, а на отражение планируемого развития соответствующей территории.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О и от 30.06.2020 N 1491-О, приведенные положения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Администрации города Нижнего Новгорода отказать в исковых требованиях к Кульпину Сергею Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Казанцевой Светлане Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., о сносе строящегося объекта на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Приокский районный суд г.Нижний Новгород.
Судья Кузичева И.Н.
<данные изъяты>