Дело № 2-1216\2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.
при секретаре Абрамовой А.Ю.,
с участием истца Красникова В.Т., представителя ответчика ГУ-УПФР в г. Инте по доверенности – Шашаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте 11 октября 2018 года дело по иску Красникова В. Т. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании незаконным решения о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии, обязании произвести перерасчет страховой пенсии, взыскании незаконно удержанных сумм страховой пенсии, компенсации морального вреда,
Установил:
Красников В.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми (далее - ГУ-УПФР в г. Инте) о признании незаконным решения ГУ-УПФР в г. Инте о взыскании с истца излишне выплаченных сумм страховой пенсии за период с 01.07.2017 по 31.07.2018 в размере 31 855,51 руб.; обязании произвести соответствующий перерасчет страховой пенсии; взыскании с ответчика незаконно удержанных сумм страховой пенсии в размере 4 000 руб., денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является пенсионером с июня 2005 года, зарегистрирован по месту постоянного жительства по адресу: <....>. В конце июля 2018 года истцу из письма ГУ-УПФР в г. Инте стало известно, что в связи с несообщением истцом о его регистрации с 14.06.2017 по месту пребывания в <....> произошла переплата пенсии по старости за период с 01.07.2017 по 31.07.2018. Истцу было предложено до 24.08.2018 добровольно вернуть неосновательно полученную пенсию за указанный период в сумме 31 855,51 руб. Ответчиком было вынесено решение о взыскании с истца излишне выплаченной пенсии путем ежемесячного удержания по 20% выплачиваемой истцу пенсии, в связи с чем 14.08.2018 из пенсии истца ответчик удержал 4 000 руб. С решением ГУ-УПФР в г. Инте истец не согласен. Местом постоянного проживания истца является квартира по адресу: <....> что подтверждено отметкой в паспорте и заявлением истца в ГУ-УПФР в г. Инте от 13.07.2018 о подтверждении его постоянного места проживания. В июне 2017 года истец находился в г. <....> области в гостях к родственников. В этот момент паспорт истца пришел в непригодность и для того, чтобы купить билет на обратную дорогу в г. Инту РК, истец был вынужден обратиться в соответствующие органы для замены паспорта. Только по этой причине истцу пришлось зарегистрироваться в г. <....> по месту пребывания. В оспариваемый период истец обращался за медицинской помощью в ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», проходил лечение в связи с переломом локтевого сустава, вызывал неотложную скорую помощь, привлекался сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Инте к административной ответственности. Факт постоянного проживания истца в г. Инте по указанному адресу могут также подтвердить свидетели. Незаконное удержание пенсии причинило истцу физические и нравственные страдания, что влечет обязанность ответчика компенсировать моральный вред.
В суде истец Красников В.Т. заявленные требования уточнил, просит взыскать с ГУ-УПФР в г. Инте незаконно удержанную страховую пенсию в сумме 8 000 руб., размер денежной компенсации морального вреда увеличил до 50 000 руб. Истец пояснил, что на день рассмотрения дела ответчик удержал из пенсии истца всего 8 000 руб.: 12.08.2018 – 4 000 руб., 12.09.2018 – 4 000 руб. Истцу по состоянию здоровья необходимы дорогостоящие лекарственные препараты. Незаконное уменьшение размера пенсии и необоснованные ежемесячные удержания из страховой пенсии лишают истца возможности приобретать необходимые лекарства, что причиняет вред здоровью.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Инте по доверенности Шашаева С.А. иск не признала полностью, пояснила, что ГУ-УПФР в г. Инте в 2018 году был направлен межведомственный запрос в регистрирующий орган. Представленными по запросу документами было установлено, что истец с 14.06.2017 по 30.08.2022 зарегистрирован по месту пребывания в г. <....> области. Красников В.Т. подошел по приглашению в ГУ-УПФР в г. Инте и написал заявление, из которого следовало, что местом его жительства является г. Инта РК. Истец своевременно не сообщил ответчику о регистрации по месту пребывания в <....> области, что повлекло необоснованное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии истца и излишнюю выплату страховой пенсии в период с 01.07.2017 по 31.07.2018 на сумму 31 855,51 руб. Регистрация по месту пребывания свидетельствует о фактическом проживании истца в <....> области, не относящейся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям. Поскольку истец добровольно не вернул необоснованно полученную сумму, то ответчиком было принято решение о ее принудительном удержании из страховой пенсии истца в размере 20% ежемесячно. На день рассмотрения дела из страховой пенсии истца в августе и сентябре 2018 года удержано всего 8 112,30 руб.
Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов настоящего дела и материалов пенсионного дела Красникова В.Т. в ГУ-УПФР в г. Инте № 057149 следует, что истцу с 04.06.2005 назначена ответчиком трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Правом на получение пенсии по указанному основанию наделены мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку № 2) не менее 12 лет 6 месяцев, имеют страховой стаж не менее 25 лет и стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет.
Документально подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Красников В.Т. с 04.07.2002 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. <....>.
Город Инта Республики Коми отнесен к районам Крайнего Севера постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 1.08.1989 года № 601 в г. Инте Республики Коми установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,5.
Распоряжением ГУ-УПФР в г. Инте от 23.01.2017 № 170000003159 истцу с 01.02.2017 была установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом ее повышения в размере 7207,67 руб.
Распоряжением ГУ-УПФР в г. Инте от 22.12.2017 Красникову В.Т. с 01.01.2018 была установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом ее повышения в размере 7474,35 руб.
02.07.2018 в ГУ-УПФР в г. Инте из органов регистрационного учета поступили сведения о регистрации Красникова В.Т. по месту пребывания с 14.06.2017 по 30.05.2022 в г. Елец <....>
10.07.2018 истец письмом был приглашен в ГУ-УПФР в г. Инте для подтверждения фактического проживания по месту получения пенсии. 13.07.2018 истец представил ответчику заявление, в котором указал место своего фактического проживания: г. <....>
18.07.2018 ГУ-УПФР в г. Инте выносит распоряжение № 263590/18, которым на основании заявления истца устанавливает с 01.08.2018 фиксированную выплату к страховой пенсии (с учетом повышения) в размере 7474,35 руб.
19.07.2018 ответчик выносит два распоряжения о перерасчете размера пенсии истца, установив Красникову В.Т. фиксированную выплату к страховой пенсии (с учетом повышения) с 01.07.2017 в размере 4805,11 руб.; с 01.01.2018 в размере 4982,90 руб.
Согласно протокола ГУ-УПФР в г. Инте от 19.07.2018 № 128 и приложенного к нему расчета излишняя выплата истцу страховой пенсии за период с 01.07.2017 по 31.07.2018 составила 31855,51 руб. (с 01.07.2017 по 31.12.2017 переплата по 2402,56 руб. ежемесячно; с 01.01.2018 по 31.07.2018 переплата по 2491,45 руб. ежемесячно).
19.07.2018 ГУ-УПФР в г. Инте было принято решение № 45 производить удержания из сумм страховой пенсии Красникова В.Т. ежемесячно в размере 20%, о чем 24.07.2018 истцу было направлено письменное уведомление.
Согласно представленной ГУ-УПФР в г. Инте информации на день рассмотрения дела по решению от 19.07.2018 № 45 ответчиком удержано из страховой пенсии истца всего 8 112,30 руб.(4 056,15 руб. в августе 2018 года и 4 056,15 руб. в сентябре 2018 года).
Исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о незаконности перерасчета ответчиком страховой пенсии с 01.07.2017 по 31.07.2018 и решения ГУ-УПФР в г. Инте от 19.07.2018 № 45 об удержании ежемесячно из страховой пенсии истца 20%.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
На основании частей 1 и 3 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 420-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2018) фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсий за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02..1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей») устанавливается в сумме 4 982,90 руб.
При этом в силу части 6 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно части 9 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, устанавливается лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии указанным лицам устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который эти органом выносится решение об установлении и о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными актами (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В случае выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 8 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе, об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Частью 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» излишне выплаченные пенсионеру суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 настоящего Федерального закона, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно.
Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации, обратившегося с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой). Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для лица, не достигшего 14-летнего возраста).
В случае переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо выезда за пределы Крайнего Севера перерасчет повышения фиксированной выплаты в сторону уменьшения с учетом наступивших указанных обстоятельств (пункт 9 Правил).
Согласно подпункту «а» пункта 10 Правил обстоятельством, влекущим перерасчет, предусмотренный пунктом 9 настоящих Правил, является снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере.
Вместе с этим, необходимо учитывать, что в силу положений абзаца 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Верховного Суда РФ от 07.10.2015 № АКПИ15-859, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № АПЛ15-564, признаны недействующими пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 249, в той мере, в которой отсутствии регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ в вышеуказанных постановлениях, фактическое проживание пенсионера в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях дает право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии даже при отсутствии регистрации пенсионера по месту жительства либо по месту пребывания в данных районах и местностях.
Регистрация Красникова В.Т. с 2002 года по месту жительства в г. Инте РК подтверждена отметкой в паспорте и информацией органов регистрационного учета. Фактическое проживание истца по месту постоянной регистрации в г. Инте РК в период с 01.07.2017 по 31.07.2018 подтверждается представленными истцом доказательствами. Согласно сведениям ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ» истец обращался за медицинской помощью в сентябре 2017 года, вызывал по месту регистрации в г. Инте скорую помощь, находился на стационарном лечении по поводу перелома локтевой кости в феврале 2018 года, затем проходил в поликлинике № 1 амбулаторное лечение с марта по апрель 2018 года.
Истец 10.02.2018 привлекался в г. Инте РК к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, что подтверждается справкой ОМВД России по г. Инте.
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Радченко А.М. и Сумарокова С.И. следует, что истец в спорный период постоянно проживал в г. Инте РК, иногда выезжая ненадолго для отдыха и лечения. На другое место жительства из г. Инты истец не переезжал.
Оснований не доверять данным свидетелям, показания которых подтверждены письменными доказательствами, у суда не имеется.
С учетом установленных обстоятельств суд приходить к выводу, что в спорный период времени истец фактически проживал в г. Инте РК, относящимся к РКС, в этой связи имел право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. С 01.01.2018 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом ее повышения) должен был составлять 7 474,35 руб. (4 982,90 руб. х 1,5); с 01.07.2017 и до 01.01.2018 – 7 207,67 руб. (4 805,11 руб. х 1,5).
Ответчик незаконно снизил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии истца с 01.07.2017 по 31.07.2018. В судебном заседании не подтвердился факт выезда истца в спорный период из района Крайнего Севера на другое постоянное место жительства. Регистрация истца по месту пребывания в <....> области при установленных судом обстоятельствах не свидетельствует об изменении истцом места своего жительства.
Учитывая изложенное, суд признает незаконным решение ответчика от 19.07.2018 № 45 об удержании из страховой пенсии истца излишне выплаченных сумм страховой пенсии за период с 01.07.2017 по 31.07.2018 в общем размере 31 855,51 руб. с ежемесячным удержанием в размере 20%. Суд обязывает ответчика произвести истцу перерасчет страховой пенсии за период с 01.07.2017 по 31.07.2018 исходя из размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом ее повышения) с 01.07.2017 – 7 207,67 руб., с 01.01.2018 – 7 474,35 руб.
Также суд взыскивает в пользу истца незаконно удержанные ответчиком на основании решения от 19.07.2018 № 45 в августе и сентябре 2018 года суммы страховой пенсии в общем размере 8 112 руб. 30 коп.
Согласно ст. 151 Гражданского Кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежавшие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истцом не представлено доказательств причинения ему ответчиком морального вреда, то есть физических и нравственных страданий. Правоотношения по выплате страховой пенсии носят имущественный (материальный) характер, в иске о компенсации морального вреда истцу следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 19.07.2018 № 45 ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.07.2017 ░░ 31.07.2018 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 855 ░░░. 51 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20%.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.07.2017 ░░ 31.07.2018 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░) ░ 01.07.2017 – 7 207 ░░░. 67 ░░░., ░ 01.01.2018 – 7 474 ░░░. 35 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 8 112 ░░░. 30 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.10.2018 ░ 14 ░░░░░ 00 ░░░░░.
░░░░░- ░.░. ░░░░░░░