Решение по делу № 2-343/2022 от 01.11.2022

Дело № 2-343/2022

УИД 10RS0003-01-2022-001035-76

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 ноября 2022 года                                                                                                                  г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Леськовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что прокуратурой Кемского района Республики Карелия была проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района (далее, в том числе – МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа») законодательства в сфере противодействия терроризму в части антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения.

13.04.2022 МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» присвоена 4 категория опасности, паспорт безопасности данного учреждения утвержден 16.09.2022.

Проведенной проверкой на объекте МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» вскрыты нарушения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее, в том числе - Требования): объект (территория) не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п.24 Требований); оснащение объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не обеспечено.

Невыполнение указанных требований антитеррористического законодательства в МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих указанное учреждение.

По изложенным основаниям прокурор Кемского района Республики Карелия просил обязать МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Республика Карелия, Кемский район, п. Кривой Порог, ул. Кольцевая, д. 16а, после поступления денежных средств на устранение нарушений требований к антитеррористической защищенности выполнить следующие работы в МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа»: 1. Оборудовать объект (территорию) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п.24 Требований). 2. Оснастить объект (территории) системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; обязать администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, необходимых для выполнения требований к антитеррористической защищенности МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа».

В судебном заседании старший помощник прокурора Кемского района Плотников Р.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик - администрация Кемского муниципального района Республики Карелия, в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. В письменных возражениях глава администрации Кемского муниципального района Республики Карелия Долинина С.В. просила провести судебное разбирательство в отсутствие представителя администрации, пояснила, что необходимые финансовые средства в бюджете Кемского муниципального района отсутствуют, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Смольковская Е.Ф.с иском согласилась.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность. На праве оперативного управления Учреждению принадлежит здание по адресу: Республика Карелия, Кемский район, п. Кривой Порог, ул. Кольцевая, д.16а.

Из паспорта безопасности МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» следует, что объекту присвоена четвертая категория опасности.

Прокуратурой Кемского района Республики Карелия была проведена проверка исполнения МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» законодательства в сфере противодействия терроризму в части антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения.

В ходе проведенной проверки на объекте вскрыты нарушения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Указанные нарушения подтверждаются заключением врио начальника Кемского отдела вневедомственной охраны – филиала федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» от 03.10.2022 № 3642/825.

По информации администрации Кемского муниципального района Республики Карелия о состоянии антитеррористической защищенности от 06.10.2022, представленной на запрос прокуратуры Кемского района Республики Карелия, следует, что на 06.10.2022 на выполнение объектами образования требований к антитеррористической защищенности предусмотрено 2827056,60 руб. Средства субсидий будут освоены образовательными организациями до конца 2022 года в полном объеме по назначению. В МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему «112» и поддерживание их в исправном состоянии (нет технической возможности из-за большого расстояния (50 км.); имеется пожарная сигнализация и система оповещения об эвакуации; образовательное учреждение частично ограждено (нет финансовых средств).

Из ответа МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» о состоянии антитеррористической защищенности, представленного на запрос прокуратуры Кемского района, следует, что учреждение не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, т.к. расстояние до ближайшего объекта охраны расположено на большом расстоянии (50 км.); единый номер «112» для обеспечения вызова экстренных оперативных служб доступен с любого мобильного телефона, в школе у всех работников имеется мобильный телефон в рабочем исправном состоянии; ограждение школы частичное, огорожены закрытые участки от центральных входов/выходов, в связи с недостаточным финансированием (общая сумма работ по смете 2021 года составляет 500 тыс.руб.) работы не проведены.

В силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (п.п. 2,15 ч. 3 ст. 28).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41).

Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно подп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 Свода правил «Общественные здания и сооружения» (актуализированной редакции СНиП 31-06-2009), утвержденного приказом Минрегиона России №635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты) (приложение «В» к Своду правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.

Подпунктом «д» пункта 24 настоящих требований предусмотрено оборудование объектов(территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ).

Согласно ст.ст. 15,17 Федерального закона 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В соответствии с разделом 1 Устава МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации Кемского муниципального района Республики Карелия № 885 от 02.12.2015, учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «Кемский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя и собственника учреждения осуществляет администрация Кемского муниципального района Республики Карелия.

В соответствии с п. 5.11 Устава источником формирования финансовых средств Учреждения является, в том числе, средства бюджета Кемского муниципального района в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели. Согласно п. 11 ст. 36 Устава Кемского муниципального района глава Кемского муниципального района расходует финансовые средства в соответствии с решением о бюджете и целевым назначением.

В соответствии с Уставом МБОУ «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, нормативными правовыми актами Кемского муниципального района Республики Карелия и настоящим Уставом.

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств, выделенных учреждению в виде субсидии, на основании муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденных в порядке, установленном учредителем.

Таким образом, ответчики, являясь субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания школы, обязаны предпринять профилактические меры, направленные на противодействие террористической деятельности.

Доводы администрации Кемского муниципального района Республики Карелия об отсутствии финансирования не освобождают её от выполнения требований законодательства по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

    В соответствии с ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

            Из приведенных норм права следует, что учреждение пользуется принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, однако бремя содержания несет его собственник.

Таким образом, возложение на собственника имущества и учредителя - администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, является правомерным.

Неисполнение ответчиками Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора Кемского района Республики Карелия, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кемского района Республики Карелия удовлетворить.

Обязать администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия (ИНН 1002001097, ОГРН 1021000844204) обеспечить финансирование следующих работ, необходимых для выполнения требований к антитеррористической защищенности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кемский район, п. Кривой Порог, ул. Кольцевая, д.16а:

По оборудованию объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

По оснащению объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района (ИНН 1002003947 ОГРН 1021000843588), расположенное по адресу: Республика Карелия, Кемский район, п. Кривой Порог, ул. Кольцевая, д.16а, после поступления денежных средств на устранение нарушений требований к антитеррористической защищенности выполнить следующие работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кривопорожская средняя общеобразовательная школа» Кемского муниципального района:

Оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    А.Н. Хольшев

Решение в окончательной форме

в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 30 ноября 2022 года.

2-343/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кемского района
Ответчики
Администрация Кемского муниципального района РК
МБОУ "Кривопорожская средняя общеобразовательная школа" Кемского муниципального района
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
kemsky.kar.sudrf.ru
01.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2023Дело оформлено
09.01.2023Дело передано в архив
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее