Решение по делу № 33-7882/2021 от 09.07.2021

Судья – Ведерникова Е.Н.

Дело № 33-7882/2021 (№ 2-695/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Ворониной Е.И.

судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,

при секретаре судебного заседания Косогоровой К.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 августа 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 14 мая 2021 года, которым постановлено:

«исковые требования Шаповаловой Ольги Валерьевны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в пользу Шаповаловой Ольги Валерьевны сумму невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 99 732,63 руб., сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 2 713,79 руб., сумму невыплаченного денежного содержания при предоставлении ежегодных отпусков в размере 35 910,89 руб., проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 4 972,84 руб., а всего 143 330,15 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения представителей ответчика – Мясникова И.В., Филипповой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Шаповалова О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю (далее - Межрайонная ИФНС № 6 по ПК) о взыскании невыплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, невыплаченного денежного содержания за ежегодные отпуска за период с 2018-2020 годы, процентов за задержку выплаты денежных средств, в порядке статьи 236 ТК РФ.

В обоснование требований указала, что приказом Межрайонной ИФНС № 14 по Пермскому краю № 03-10/254 от 24.12.2020 года она уволена с 31.12.2020 в связи с сокращением занимаемой должности старшего специалиста 1 разряда аналитического отдела на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю с 11.01.2020 путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по ПК. При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, однако в расчет указанных сумм работодателем необоснованно не включены суммы материального стимулирования. Кроме того, суммы материального стимулирования не были включены работодателем в расчет оплаты ежегодных отпусков за период 2018-2020 год, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. Указывает, что материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации. Согласно справок за 2017, 2018, 2019, 2020 годы формы № 2-НДФЛ материальное стимулирование входит в общую сумму дохода, выплачивалось на основании приказов Управления ФНС России по Пермскому краю, в связи с чем являются частью оплаты труда, а также относятся к иным выплатам в соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с чем входят в фонд оплаты труда. Просила взыскать с ответчика задолженность по компенсации при сокращении (четырехмесячного денежного содержания) в размере 121283,33 руб., за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 3280,44 руб., а также недоплату за ежегодные отпуска за период 2018-2020 год в размере 63405,30 руб. В связи с несвоевременной выплатой работодателем денежных средств, просила взыскать проценты (денежную компенсацию).

В судебном заседании Шаповалова О.В. настаивала на удовлетворении требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МИФНС России № 6 по Пермскому краю Мясников И.В. возражал против заявленных требований.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель МИФНС России № 6 по Пермскому краю, указывая на его незаконность, необоснованность. Считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции, сделаны без исследования и правовой оценки всех значимых обстоятельств дела. В жалобе поддерживает позицию, указанную в суде первой инстанции о том, что выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, сверх установленного фонда оплаты труда, не должны учитываться при расчете денежного содержания истца в целях компенсации четырёхмесячного денежного содержания, исчисления компенсаций при увольнении, а так же выплаты денежного содержания за период отпуска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.

Истец направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 данного Федерального закона).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец состояла в трудовых отношениях с МИФНС России № 14 по Пермскому краю, проходила государственную гражданскую службу в должности старшего специалиста 1 разряда аналитического отдела (л.д. 94).

В соответствии с условиями служебного контракта заключенного между Шаповаловой О.В. и ИФНС России № 14 по Пермскому краю, разделом IV п. 9 истцу установлено денежное содержание служащего, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада), месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 10 процентов этого оклада, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 процентов этого оклада, иных надбавок: районный коэффициент в размере 15 процентов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 65-73).

За период государственной гражданской службы Шаповаловой О.В. с 2018 по 2020 год за счет дополнительных бюджетных ассигнований выплачивалось материальное стимулирование на основании приказов Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю, что подтверждается приказами от 23.05.2018, 21.06.2018, 27.07.2018, 26.09.2018, 19.12.2018, 20.12.2018, 25.04.2019, 17.06.2019, 26.07.2019, 27.09.2019, 09.12.2019, 18.12.2019, 20.12.2019, 26.03.2020, 23.04.2020, 10.06.2020, 09.07.2020, 28.09.2020, 19.11.2020, 17.12.2020, расчетными листами, накопительной ведомостью (л.д. 109-219, 29-64, 106-108).

Выплата Шаповаловой О.В. средств материального стимулирования на основании указанных выше приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты ответчиком не оспаривалась.

Приказом УФНС России по Пермскому краю от 21.08.2020 года № 02-04/116@ в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Пермскому краю (л.д. 220).

Приказом № 03-10/254 от 24.12.2020 Шаповалова О.В. с 31.12.2020 уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы, п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.64).

При увольнении по данному основанию истцу выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 77 219,63 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 1 752,45 руб. которые рассчитаны без учета средств материального стимулирования (расчетный листок за декабрь 2020) (л.д. 34).

Кроме того, из материалов дела следует, что в период с 2018 по 2020 год истице предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, при расчете отпускных выплат суммы материального стимулирования также не учитывались, что подтверждается расчетными листками (л.д. 29-64).

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока давности в части взыскания недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период 2018-2019 год.

Представленный истцом в обоснование своих требований расчет подлежащих выплате денежных средств судом не принят ввиду того, что истцом для расчета приняты суммы, выплаченного материального стимулирования, за период с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года.

Судом принят расчет, представленный по запросу суда ответчиком, который составлен в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ.

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 23, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 пришел к верному выводу о том, что материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 392 ТК РФ, учитывая пропуск истцом годичного срока на обращение в части требований о взыскании недоплаты денежного содержания за ежегодные оплачиваемые отпуска, суд отказал в удовлетворении требований, по которым срок пропущен (отпуска за 2018, 2019), удовлетворив требования в части взыскания недоплаты за отпуска в июне и октябре 2020 года.

Исключив не подлежащие оплате периоды отпуска истца срок обращения в суд, по которым был пропущен, принимая во внимая предоставленный ответчиком расчет, суд пришел к обоснованному выводу, что в пользу истца подлежит взысканию задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 99 732,63 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 2 713,79 руб., задолженности по оплате за ежегодный отпуск за июнь 2020 года в сумме 26 785,55 руб., за октябрь 2020 года в сумме 9 125,43 руб., так же проценты за невыплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания и компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 01.01.2021 (дата увольнения) по 26.03.2021 (дата указанная истцом) в сумме 24 75,79 руб.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе, ответчиком не приведены доводы о несогласии с произведенным судом расчетом, взысканных в пользу истца сумм, поэтому в указанной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что материальное стимулирование истца за счёт средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчёте среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду следующего.

Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Федеральным законодателем определён состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объёмов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Так как дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, а ссылки апелляционной жалобы на нормы Порядка являются ошибочными.

Иные доводы, изложенные в жалобе не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи:

33-7882/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаповалова Ольга Валерьевна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №6 по ПК - представитель Мясников Иван Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Воронина Екатерина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.07.2021Передача дела судье
09.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2021Передано в экспедицию
09.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее