Дело № 5-143(1)/2020
64RS0030-01-2020-000530-39
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 июня 2020 года г. Ртищево
Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Ястребова О.В.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Орлова Николая Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ,
установил:
Согласно протокола АМ № об административном правонарушении от 20 мая 2020 года Орлов Н.Н. 20 мая 2020 года в 15 часов 40 минут находился в автобусе, следовавшему по маршруту №4 г. Ртищево, на пересечении ул. Саратовская и ул. Сердобский проезд г. Ртищево, без защитной маски, в нарушение Постановления Правительства Саратовской области №338 от 29 апреля 2020 года, тем самым не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Орлов Н.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения дела была извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Согласно ст.25.1 КоАП РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу Орлова Н.Н.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; должностных лиц- от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условии, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ст.26.1 КоАП РФ, в частности относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ заключается в невыполнении правил проведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Ответственность за данное правонарушение наступит, если эти действия не подпадают под норму ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса.
Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при ведении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Таким правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия создающие угрозу собственно безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайно ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 1.10.3 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П (с последующими изменениями) «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019- nCoV)» закреплено, что граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением. Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в соответствии с Положением о порядке выдачи гражданам специальных пропусков в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019- nCoV) утвержденным настоящим постановлением.
Пунктом 1.10.1 постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П (с последующими изменениями) «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019- nCoV)» закреплено, что граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 м. (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа в легковых такси, носить лицевые маски в общественных местах, в том числе в общественном транспорте, при посещении организаций, учреждений.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера»).
Подпункт «д» пункта 3 Правил (утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417) устанавливает, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 1 КоАП РФ, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объекта правонарушения, объективной стороны правонарушения, субъекта правонарушения и субъективной стороны правонарушения.
Правила поведения при режиме готовности на территории Саратовской области установлены постановлением Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятии в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
В представленном на рассмотрение суду протоколе об административном правонарушении в отношении Орлова Н.Н. и представленных материалах содержатся противоречивые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, в частности: вменяется ли событие административного правонарушения физическому лицу Орлову Н.Н., либо должностному лицу, состоящему в трудовых отношениях с ООО «Рассвет», то есть, не подтвержден субъект административной ответственности.
Таким образом, должностным лицом, при составлении протокола об административном правонарушении не полно исследовано событие правонарушения, не исследована вина Орлова Н.Н., то есть, не дана оценка его действиям, которые связаны с нарушениями ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, являются неустранимыми при рассмотрении дела об административном правонарушении и не могут быть восполнены в судебном заседании.
Согласно ч.1, ч.3, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что факт деяния имел место, однако, при этом, отсутствует хотя бы один их признаков, в совокупности образующих состав административного правонарушения: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно п.1.1 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ должностное лицо, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ судья,
постановил:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Орлова Николая Николаевича по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд непосредственно или через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись