Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Шматко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой О. М. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании права собственности,
установил:
Анисимова О.М. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти Анисимова Ю. С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на гараж, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, напротив <адрес>; признать за Анисимовой О. М., право собственности в порядке наследования после смерти Анисимова Ю. С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на гараж, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, напротив <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца - Анисимов Ю.С. Единственным наследником, принявшим наследство, является супруга умершего, истец по делу, Анисимова О.М. Свидетельство о праве собственности на гараж, выстроенный при жизни наследодателем, нотариусом не выдано, поскольку Анисимов Ю.С. при жизни свое право собственности на спорный объект недвижимости не зарегистрировал. Поскольку во вне судебного порядка реализовать свои права на наследственное имущество истец не может, она вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца Качмар Г.Г. в судебном заседании требования искового заявления поддержала по доводам, в нем изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая задачи судопроизводства, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявка лиц, извещенных судом в предусмотренном законом порядке, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ каждая сторона обязана добросовестно пользоваться процессуальными правами, не явившиеся в судебное заседание стороны распорядились процессуальными правами по своему усмотрению. При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, исходя из того, что реализация участниками своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, а также принимая во внимание сроки рассмотрения гражданских дел, установленных ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств для рассмотрения искового заявления, по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как о времени и месте проведения судебного заседания они извещены в установленном процессуальным законом порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда. При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Инкерманским городским Советом и Анисимовым Ю. С.ёновичем заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес> (напротив <адрес>) для строительства и обслуживания индивидуального гаража.
ДД.ММ.ГГГГ между Анисимовым Ю.С. и Инкерманским городским Советом заключено Дополнительное соглашение к указанному договору аренды в части сроков аренды и цены договора.
Согласно данным ЕГРН участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и обслуживания индивидуального гаража.
Как установлено судом, при жизни Анисимовым Ю.С. на предоставленном ему на праве аренды земельном участке возведен гараж.
ДД.ММ.ГГГГ Анисимов Ю.С. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что единственным наследником, принявшим наследство, является супруга умершего, истец по настоящему делу, Анисимова О.М.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выдано Анисимовой О.М., как единственному наследнику, принявшему наследство, свидетельство о праве на наследство по закону на право аренды земельного участка с кадастровым номером: 91:01:073001:1153, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, напротив <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и обслуживания индивидуального гаража. Свидетельство о праве собственности на гараж нотариусом не выдано, поскольку наследодатель при жизни свое право собственности не зарегистрировал в установленном порядке.
В соответствии со взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации пользователь земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии с ч.17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно представленному в материалах дела заключению ООО «Офкадин» №-Ш от 21.05.2024г., по результатам проведённых работ экспертом установлено, что здание гаража расположено на земельном участке с кадастровым номером 91:01:073001:1153 по адресу: г.Севастополь, Ленинский р-он, <адрес>, напротив <адрес>. Разрешенное использование: для строительства и обслуживания индивидуального гаража. Площадь 95 кв.м. Фактическое местоположение здания гаража определено в результате камеральной обработки результатов геодезических измерений в системе координат СК-63, применяемой для ведения ЕГРН на территории города Севастополя, в следующих координатах:
X Y
н1 4933966,83 4387477,77
н2 4933972,50 4387489,72
н3 4933966,88 4387492,39
н4 4933961,25 4387480,45
н1 4933966,83 4387477,77
Площадь застройки гаража, составляет 82 кв.м.
Для определения характеристик здания гаража в ходе осмотра специалистом было проведено определение геометрических параметров помещений гаража по внутренним граням стен и перегородок, проведена фиксация материалов, из которых выполнены строительные конструкции объекта исследования.
Параметры объекта исследования определены путем камеральной обработки результатов проведенных натурных обмеров: общая площадь гаража: 111,5 кв.м.; площадь застройки: 82 кв.м.; этажность - 2 этажа; высота здания – 5,0 м; назначение – нежилое; фундамент - монолитный бетонный; материал наружных стен – камни пильного известняка; перекрытие – монолитное бетонное; кровля - двускатная, с покрытием кровельным материалом из металлических профилированных листов; вентиляция - естественная, удаление воздуха через вентиляционные каналы.
В результате проведенного исследования, специалистом установлено, что гараж, расположенный по адресу: г.Севастополь, Ленинский р-он, <адрес>, напротив <адрес>, соответствует требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарных норм и правил. С технической точки зрение гараж по адресу: г.Севастополь, Ленинский р-он, <адрес>, напротив <адрес> не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права третьих лиц. Гараж имеет признаки, являющиеся основанием отнесения объекта к недвижимому имуществу, в виду наличия несущих и ограждающих конструкций, имеющих неразрывную связь с землей, а также отсутствия конструктивных элементов, перемещение которых не повлечет за собой ущерба функциональному назначению объекта, что соответствует признакам, содержащимся в п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ (часть первая).
Заключение специалиста соответствует положениям ст. 55 ГПК РФ, принимается судом в качестве доказательства, соответствующего требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК РФ).
Проанализировав содержание заключения специалиста, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. В обоснование сделанных выводов специалист приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации, образовании.
Ходатайств о назначении судебной строительно-технической экспертизы от сторон не поступало, доказательств ошибочности представленного заключения специалиста суду не представлено, в связи с чем при разрешении вопроса о соответствии спорного объекта недвижимости строительным нормам и правилам суд полагает возможным принять во внимание вышеуказанное заключение в качестве доказательства, отвечающего критериям относимости и допустимости.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является признание права.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец приняла наследство, открывшееся после смерти мужа, в том числе в виде права на гараж, выстроенный наследодателем при жизни, иск подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Федеральным Законом «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений; государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, которая осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 2 - 5 статьи 1 закона).
В пункте 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты указаны как одно из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 58 Закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным законом.
Учитывая изложенное, решение суда является основанием для государственного кадастрового учета гаража и регистрации права собственности на него за Анисимовой О.М.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Анисимовой О. М. удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Анисимова Ю. С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, напротив <адрес>.
Признать за Анисимовой О. М., право собственности в порядке наследования после смерти Анисимова Ю. С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, на гараж, общей площадью 111,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, напротив <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов