Решение по делу № 2-944/2022 от 06.06.2022

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 15 августа 2022 года

Дело № 2-944/2022

УИД 33RS0006-01-2022-001382-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 августа 2022 года                         город Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи                      Киселевой Я.В.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Лабутиной Н.С.

с участием прокурора                           Рохманько Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1, к Департаменту здравоохранения <адрес> и государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» об обязании принять меры к бесплатному и своевременному лекарственному обеспечению лекарственными средствами на период нуждаемости,

УСТАНОВИЛ:

Вязниковский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетнего ФИО2 Н.С. обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», Департаменту здравоохранения администрации <адрес>, в котором просит обязать ответчиков принять меры к обеспечению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. изделиями медицинского назначения – тест-полосками One Touch Select и средствами диагностики непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre на период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены медицинских изделий.

В обоснование требований указано, что проведенной проверкой установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., находится на диспансерном учете ГБУЗ ВО «<адрес> больница» Детская поликлиника с диагнозом: сахарный диабет 1 типа. В соответствии с выписным эпикризом из истории болезни ФГБОУ «НМИЦЭ» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 Н.С. установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm ММТ-722. Установлено, что пациентом для непрерывного мониторирования глюкозы используется система FreeStile Libre. ФИО2 Н.С. в силу несовершеннолетнего возраста неспособен самостоятельно оценивать состояние своего здоровья и своевременно проводить измерение сахара в крови. Таким образом, наличие системы непрерывного мониторинга глюкозы необходимо ребенку для дозированного и своевременного получения инсулина. Согласно сведениям, предоставленным ГБУЗ ВО «<адрес> больница» ФИО2 Н.С. рекомендовано следующее лечение:

помпа инсулиновая Аспарт 15 ед./сутки + 4 единиц на промывку каждые 3 дня;

контроль гликемии не менее 6 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином, сном), периодический контроль через 2 часа после еды и ночью, коррекция доз инсулина;

контроль Гликированного гемоглобина (НbА_1С) каждые 3 месяца.

Потребность в расходных материалах:

инфузионный набор ММТ - 399 упаковки на 3 месяца 12 упаковок в год;

резервуар ММТ- 332 упаковки на3 месяца 12 упаковок в год;

тест-полоски One Touch Select упаковок на 3 месяца 36 упаковок в год;

Асарт на 3 месяца.

Таким образом, ФИО2 Н.С., страдающий вышеуказанным заболеванием, должен получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов и расходных материалов, которые были ему рекомендованы врачом. В 2022 году ФИО2 Н.С. получил ДД.ММ.ГГГГ - тест-полоски One Touch Select Plus в количестве 100 единиц (1 упаковка), тогда как согласно потребности ребенка таких упаковок нужно 9 на 3 месяца. Согласно сведениям ООО «Фармация» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Н.С. в истекшем периоде 2022 получил 2 упаковки One Touch Select Plus ДД.ММ.ГГГГ по рецепту . Заболевание ФИО2 Н.С. требует постоянной терапии, не проведение самоконтроля может повлечь ухудшение его здоровья. Из ответа ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры следует, что ФИО2 Н.С. имеет право на получение бесплатных средств диагностики как пациент, страдающий сахарным диабетом. Отказа в выписке рецептов на тест полоски не было. Расходными материалами в полном объеме по жизненным показаниям ФИО2 Н.С. не обеспечен. Поскольку процесс обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения носит длящийся характер, учитывая, что оба ответчика выполняют определенные функции в процессе осуществления мероприятий по бесплатному обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, возложить обязанность по обеспечению несовершеннолетнего ФИО2 Н.С. изделиями медицинского назначения необходимо как на ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», так и на Департамент здравоохранения администрации <адрес>.

Помощник Вязниковского межрайонного прокурора ФИО4 в настоящем судебном заседании исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 Н.С. – ФИО7, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом.

Ответчик ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил. Представил возражения, в которых указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ обеспечением льготных категорий граждан возложено на Департамент здравоохранения <адрес>. ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» направляет заявки и выписывает рецепты, в связи с чем больница может только принять меры в виде направления заявок и выписки рецептов. Дополнительно указали, что ФИО2 Н.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на «Д» учете в детской поликлинике с 08.09.2021г, Ds сахарный диабет 1 типа. ФИО2 Н.С. является федеральным льготником и имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинские изделия. Дети с инсулиновыми помпами обеспечиваются материалами по разнарядке, осуществляемой ДЗАВО, комиссией, в состав которой входит областной эндокринолог, поскольку только эндокринологом может осуществляться разнарядка. По этой разнарядке расходные материалы к помпам поступают в аптеку «Фармация» <адрес>, затем выписывается рецепт, после звонка фармацевта. По расходным материалам к помпам врачебной комиссии проводится на уровне ДЗАВО, в связи, чем в ДЗАВО протоколы врачебных комиссий из ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» не направлялись. По состоянию на 24.06.2022г. тест - полосками не обеспечен ФИО2 Н.С.,ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> и расходными материалами к помпам обеспечен на данный период. Ежегодно на обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подается годовая потребность в ОДКБ и ДЗАВО, в том числе, и тест - полосками, которая удовлетворена была не полностью, поэтому обеспечение тест - полосками хватило по март 2022 года. Поскольку в аптеку больше не поступали тест - полоски, то были поданы ходатайства. Ходатайство на обеспечение ФИО2 Н.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., тест - полосками ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» детской поликлиникой направлено Главному врачу по электронной почте и в бумажном варианте ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство в ДЗАВО получено ДД.ММ.ГГГГ Рецепты выписываются по факту поступления лекарств в аптеку, иначе рецепты будут возвращены аптекой «Фармация». Фактов отказа в выдаче рецептов при поступлении лекарств в аптеку не имеется. Средства диагностики непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre не рекомендованы областным эндокринологом. На 01.08.2022г. тест полосками One Touch Select Plus обеспечен.

Ответчик Департамент здравоохранения <адрес> (далее – Департамент) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, суд представил отзыв о несогласии с заявленными исковыми требованиями. В отзыве указал, что по информации, предоставленной ГБУЗ ВО «<адрес> больница» (далее - Учреждение) ребенок-инвалид ФИО2 Н.С. наблюдается в Учреждении с диагнозом «Инсулинозависимый сахарный диабет», имеет статус ребенка-инвалида. Имеет право обеспечиваться за счет средств федерального и регионального бюджетов. В клинических рекомендациях «Сахарный диабет у детей 1 типа», утвержденные М3 РФ от 2019г., а также в соответствии с приказом М3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» и Распоряжением правительства РФ от 3L12.2018r. «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» утвержден «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг». В настоящее время данными федеральными документами в рамках социальной поддержки рекомендовано использовать системы для непрерывного суточного мониторирования: только помпы по Коду вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная - 207640 и Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром -207650. Системы представленные датчиками FreeStuleLibre системы Flash (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 300680), для измерения глюкозы не включены в указанный перечень и поэтому не могут выписаны по льготному рецепту пациентам. Персонифицированная заявка на обеспечение ФИО2 Н.С. изделиями медицинского назначения от Учреждения в адрес Департамента поступила ДД.ММ.ГГГГ. На основании поступивших документов подготовлено письмо в уполномоченную организацию ООО «Медилон-Фармимэкс» о перераспределении тест-полосок One Touch Select Plus из аптечных пунктов области в пункт <адрес>. Ориентировочная дата поставки изделий медицинского назначения ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно указали, что Приказом Минздрава ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), которым предусмотрены виды медицинской помощи: специализированная медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь с условиями оказания медицинской помощи: стационарно, в дневном стационаре, амбулаторно. Разделом. 2.2. Стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение) утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Стандарт медицинской помощи н) определены методы лабораторного исследования. Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования зарегистрировано под кодом медицинской услуги АДД.ММ.ГГГГ.001 и проводится в частоте предоставления 0,855, то есть ориентировочно 80% пациентам соответствующей модели при наличии медицинских показаний. В случае имеющейся системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови, устанавливается определенное количество тест-полосок, отпускаемых в месяц по рецептам врачей. Данный стандарт не регламентирует установку системы непрерывного мониторинга, а лишь определяет количество отпускаемых пациентам тест-полосок, включенных в Перечень. Системы непрерывного мониторирования глюкозы (далее - НМГ) измеряют глюкозу интерстициальной жидкости, то есть в подкожно жировой клетчатке, а не в крови, непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожных датчиков (сенсоров). Это означает, что определяется тканевая глюкоза, а не непосредственно глюкоза в крови. В период использования данных систем НМГ пациент должен проводить параллельный самоконтроль гликемии, с помощью глюкометров, где. измерение уровня глюкозы происходит в капиллярной жидкости, то есть определяется, уровень глюкозы в крови. Поскольку концентрация глюкозы в интерстициальной жидкости и капиллярной жидкости разная, калибровка (сверка с эталонными показателями) данных системы НМГ проводится по данным показаний глюкометра. Система может использоваться для детей (от 4 до 17 лет) при условии, что они находятся под наблюдением ухаживающего лица не моложе 18 лет. Данное лицо должно либо самостоятельно проводить у ребенка измерения с помощью системы Freestyle Libre и интерпретировать полученные системой FreeStyle Libre результаты, либо оказывать ребенку помощь в проведении измерений и интерпретации, результатов. Данная система разработана в качестве альтернативы самостоятельному определению уровня глюкозы в крови. Она может использоваться во всех ситуациях, кроме нижеперечисленных. В следующих ситуациях для проверки показаний датчика FreeStyle Libre следует использовать глюкометр и тест-полоску: Во время быстрых изменений уровня глюкозы, когда показания датчика FreeStyle Libre, основанные на содержании глюкозы в интерстициальной жидкости, могут не точно отражать текущий уровень глюкозы в крови. Когда уровень глюкозы быстро снижается, показания датчика FreeStyle Libre могут оказаться выше, чем текущий уровень глюкозы в крови. И наоборот, когда уровень глюкозы быстро повышается, показания датчика FreeStyle Libre могут оказаться ниже, чем текущий уровень глюкозы в крови. Когда показания датчика FreeStyle Libre указывают на гипогликемию или угрозу ее развития. Когда наблюдаемые симптомы не соответствуют показаниям системы FreeStyle Libre. Никогда не игнорируйте симптомы, которые могут быть обусловлены низким или высоким уровнем глюкозы в крови. Из чего следует, что медикаментозная корректировка препаратами инсулина уровня глюкозы в крови, невозможна без применения глюкометра необходимого для получения точных (эталонных) данных об уровне глюкозы в крови. Глюкометр, равно как и лекарственные препараты, выдача которых регламентирована действующим законодательством, выдаются для ФИО2 Н.С. на основании рецепта врача. Так, согласно реестра рецептов для льготника ФИО2 Н.С. регулярно выдаются наборы инфузионные ММТ- 399 ДД.ММ.ГГГГ в количестве 5 упак., ДД.ММ.ГГГГ в количестве 7 упак. (10*12=120 штук) обеспечен по июль 2023 г. включительно; тест-полоски One-Touch Select Plus в количестве ДД.ММ.ГГГГ выдано 2 упак., ДД.ММ.ГГГГ 12 упак. (50*14=700 штук) обеспечен по начало декабря 2022 г.; резервуары для инсулиновой помпы ММТ-332А 3 мл ДД.ММ.ГГГГ в количестве 5 упак, ДД.ММ.ГГГГ в количестве 17 упак. (10*22=220 штук) обеспечен на 22 мес. Таким образом, пациент полностью обеспечен медицинскими изделиями. Рецептов на отсроченном обслуживании нет. Согласно Единому реестру медицинских изделий, зарегистрированных в рамках ЕАЭС система НМГ не зарегистрирована. К обороту на территории РФ допускаются только зарегистрированные в установленном порядке медицинские изделия. Согласно сведениям Единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках ЕАЭС, регистрационные удостоверения существуют, на датчики системы Flash - мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, либо на Сканер FreeStyle Libre системы Flash - мониторинга глюкозы. Медицинское изделие - система непрерывного мониторинга глюкозы не зарегистрирована.

Третье лицо ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, суд представил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. По существу указал, что информации о персональной потребности ФИО2 Н.С. в изделиях медицинского назначения тест-полоски One Touch Select и средствах диагностики непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени в адрес Учреждения из Департамента не поступало. Тест-полоски One Touch Select по представленной потребности Департаментом были закуплены в централизованном порядке в апреле 2021Л в количестве 149 упаковок, которые были поставлены в ООО «Медилон-«Фармимэкс» ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в централизованном порядке по представленной потребности Департаментом закупались неоднократно и были поставлены в ООО «Медилон-«Фармимэкс» тест-полоски One Touch Select . В соответствии с п 1.5. п.2.3, и п. 2.4. Устава, утв. Департаментом здравоохранения <адрес>, Центр закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполняет обязанности по закупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшей поставке в ООО «Медилон - «Фармимэкс», согласно утвержденной Департаментом здравоохранения <адрес> потребности медицинских организаций области, перечню к закупке и в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения <адрес>.

Третье лицо ООО «Фармация» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, суд представил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Решение суда оставили на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1,2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

В силу подп. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного, распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3053-р, иглы инсулиновые и тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, имеются в данном перечне.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 Н.С. является инвалидом категории «ребенок-инвалид» (по заболеванию «Сахарный диабет 1 типа»).

В соответствии с выписным эпикризом из истории болезни ФГБОУ «НМИЦЭ» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 Н.С. установлена инсулиновая помпа Medtronic Paradigm ММТ-722. Установлено, что пациентом для непрерывного мониторирования глюкозы используется система FreeStile Libre. ФИО2 Н.С в силу несовершеннолетнего возраста неспособен самостоятельно оценивать состояние своего здоровья и своевременно проводить измерение сахара в крови. Таким образом, наличие системы непрерывного мониторинга глюкозы необходимо ребенку для дозированного и своевременного получения инсулина. Согласно сведениям, предоставленным ГБУЗ ВО «<адрес> больница» ФИО2 Н.С. рекомендовано следующее лечение:

помпа инсулиновая Аспарт 15 ед./сутки + 4 единиц на промывку каждые 3 дня;

контроль гликемии не менее 6 раз в сутки (перед завтраком, обедом, ужином, сном), периодический контроль через 2 часа после еды и ночью, коррекция доз инсулина;

контроль Гликированного гемоглобина (НbА_1С) каждые 3 месяца.

Потребность в расходных материалах:

инфузионный набор ММТ - 399 упаковки на 3 месяца 12 упаковок в год;

резервуар ММТ- 332 упаковки на3 месяца 12 упаковок в год;

тест-полоски One Touch Select упаковок на 3 месяца 36 упаковок в год;

Асарт на 3 месяца.

В соответствии с ответом на запрос суда за подписью и.о.главного врача ГБУЗ ВО «ОДКБ» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (Вязники г), диагноз: <данные изъяты> фаза декомпенсация. Ребенок находится на помповой инсулинотерапии, помпа Медтроник 722. В заключении д/эндокринолога КДЦ ОДКБ (ФИО5) от (ДД.ММ.ГГГГ), (ДД.ММ.ГГГГ), (ДД.ММ.ГГГГ) рекомендовано контроль гликемии не менее 6 раз в стуки при помощи непрерывного мониторинга, а именно - сенсор для мониторирования глюкозы Enlite ММТ - 7008А, а также при помощи глюкометра и тест-полосок. Ребенок обеспечивается сенсорами для непрерывного мониторирования глюкозы Enlite ММТ-7008А в ОБУЗ ОДКБ <адрес> - 24 сенсора в год. Тест-полоски OneTouch Select Plus -3600 шт в год - получает по месту жительства. Рекомендаций о назначении непрерывного мониторинга FreeStile Libre нет.

Как следует из ответа на запрос за подписью директора ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, находился на стационарном лечении в Центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В стационаре пациент переведён на помповую инсулинотерапию, помпа Medtronic MiniMed Paradigm REAL-Time (MMT-722) в счёт средств ВМП из ОМС. Коррекция инсулинотерапии в стационаре проводилась с использованием суточного мониторирования глюкозы FreeStyle Libre. Информируем Вас, что непрерывный мониторинг глюкозы является альтернативным методом определения уровня глюкозы и при необходимости измерение глюкозы может проводиться с использованием глюкометров — систем мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования. Непрерывный мониторинг глюкозы может быть назначен пациенту лечащим врачом по показаниям в дополнение к использованию глюкометра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1).

Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Соответствующие программы были утверждены Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 891 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", а также Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 922 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению <адрес> медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее – Территориальные программы).

Указанные программы, действующие в 2020 и 2021 г. предусматривают бесплатное лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Заболевание «Диабет» поименовано в данном Перечне.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальных программ в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, судом установлено, что ФИО2 Н.С. должен быть обеспечен на бесплатной основе изделиями медицинского назначения тест-полосками к глюкометру.

Вместе с тем, данным препаратом несовершеннолетний обеспечивается ненадлежащим образом.

Доводы Департамента здравоохранения об обеспечении ФИО2 Н.С. тест-полосками до конца 2022 года судом отклоняются в связи со следующим:

Так, по сведениям ООО «Фармация», согласно реестра отпущенных рецептов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 Н.С. был обеспечен тест-полосками One-Touch Select Plus ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2 упаковки (100 штук), ДД.ММ.ГГГГ в количестве 12 упаковок (600 штук).

Таким образом, из расчета, что несовершеннолетнему необходимо в день осуществлять измерение уровня глюкозы в крови минимум 6 раз в сутки, выданных тест-полосок ДД.ММ.ГГГГ (100 штук) хватило на 17 дней, то есть примерно до конца марта 2022 г., следующие тест-полоски в количестве 600 штук были выданы только ДД.ММ.ГГГГ, которых хватает на 3,5 месяца, то есть, до конца октября 2022г.

Таким образом, ФИО2 Н.С. в полном объеме не был обеспечен тест-полосками к глюкометру.

С 2021 г. обеспечением изделиями медицинского назначения занимается Департамент здравоохранения через ГКУЗ ВО «Центр закупок». Фактов отказа в выписке рецептов больному не было.

Анализируя порядок обеспечении ФИО2 Н.С. тест-полосками, суд приходит к выводу о том, что он обеспечен изделиями медицинского назначения не в полном, в недостаточном объеме.

Из ответа ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ», следует, что ежегодно на обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подается годовая потребность в ОДКБ и ДЗАВО, в том числе, и тест - полосками, которая удовлетворена была не полностью, поэтому обеспечение тест - полосками хватило по март 2022 года. В связи с чем были направлены ходатайства.

Однако, данные ходатайства в материалы дела не представлены, равно как не представлены доказательства направления ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» заявок в адрес Департамента здравоохранения <адрес>, и их получения Департаментом, о необходимости предоставления больному спорных изделий медицинского назначения.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что ГБУЗ ВО «Вязниковская РБ» и Департаментом здравоохранения не приняты надлежащие меры для обеспечения несовершеннолетнего ФИО2 Н.С. необходимыми ему изделиями медицинского назначения, поскольку в настоящее время ребенок не обеспечен изделиями в полном объеме, что нарушает его конституционные права.

Согласно п.п. 1.3, 1.5, 2.1 Устава ГБУЗ ВО «<адрес> больница», утвержденного приказом Департамента здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , учредителем и собственником имущества учреждения является <адрес>. Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета <адрес>, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Основными целями деятельности учреждения, в том числе является обеспечение населения района квалифицированной медицинской помощью в амбулаторных и стационарных условиях. Основным видом деятельности является медицинская деятельность.

Согласно п. 2.9, 2.13 Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Департамента относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Таким образом, обязательства по принятию мер по бесплатному обеспечению лекарственными средствами населения, возложены, как на ГБУЗ ВО «<адрес> больница», так и на Департамент здравоохранения <адрес>.

При этом, до 2021 г. ГБУЗ ВО «<адрес> больница», направляла в Департамент здравоохранения соответствующие заявки для выделения бюджетных средств для приобретения лекарственных препаратов, а затем самостоятельно осуществляла закупку необходимых лекарственных препаратов, и, через аптеку, лекарственный препарат передавался пациенту. Начиная с 2021 г. закупкой лекарственных препаратов занимается либо Департамент здравоохранения <адрес> («федеральная льгота»), либо ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» («региональная льгота»). Переход обязанности по осуществлению закупки с ГБУЗ ВО «<адрес> больница» на ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» осуществлен на основании Распоряжения Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Вместе с тем, на ГБУЗ ВО «<адрес> больница» по прежнему, возложена обязанность по направлению соответствующих заявок в Департамент здравоохранения о необходимости приобретения соответствующего лекарственного средства (изделия медицинского назначения).

На Департамент здравоохранения администрации <адрес>, как на орган государственной власти, возложены обязанности по координации работы подчиненных ведомств, контролю за надлежащим исполнением ими возложенных на них обязанностей и. т.п. По прежнему Департамент здравоохранения является тем органом, который аккумулирует имеющиеся на территории <адрес> потребности в лекарственном обеспечении, а ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения <адрес>» является исполнителем части этих потребностей «по заданию» Департамента здравоохранения.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невозможно возложить обязанность по принятию мер к обеспечению лекарственными средствами на льготных условиях на одного из ответчиков, поскольку и ГБУЗ ВО «<адрес> больница», и Департамент здравоохранения <адрес>, каждый, на этапе обеспечения лекарственными средствами пациента, выполняет определенную обязанность (функцию), функционируя, при этом, во взаимосвязи, в зависимости от конкретного этапа процесса обеспечения лекарственным средством. Кроме того, суд учитывает, что исполнение решения суда будет носить длящийся характер, вплоть до отмены необходимости использования изделия медицинского назначения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по принятию мер к обеспечению изделиями медицинского назначения ФИО2 Н.С. как на ГБУЗ ВО «<адрес> больница», так и на Департамент здравоохранения <адрес>.

Рассматривая требование об обязании ответчиков принять меры к обеспечению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. средствами диагностики непрерывного мониторинга глюкозы FreeStile Libre на период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены медицинских изделий, суд приходит к следующему.

Одним из условий для бесплатного обеспечения несовершеннолетнего ФИО2 Н.С. лекарственным изделием, является наличие заключения решения врачебной комиссии о назначении истцу непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (ч. 15).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

Вместе с тем, доказательств, а именно заключения врачебной комиссии, рекомендации или назначение лечащего врача о необходимости применения данной системы непрерывного мониторинга глюкозы материалы дела не содержат, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований в указанной части у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1, к Департаменту здравоохранения <адрес> и государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» об обязании принять меры к бесплатному и своевременному лекарственному обеспечению лекарственными средствами на период нуждаемости, удовлетворить частично.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» и Департамент здравоохранения <адрес> принять меры к бесплатному обеспечению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения изделиями медицинского назначения – тест-полосками One Touch Select к глюкометру на период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены медицинских изделий.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Председательствующий судья                          Я.В.Киселева

2-944/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязниковская межрайонная прокуратура
Забелина Екатерина Анатольевна - законный представитель несовершеннолетнего Спасова Н.С.
Информация скрыта
Ответчики
ГБУЗ ВО "Вязниковская РБ"
Департамент здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО "Фармация"
ГКУЗ ВО "Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Суд
Вязниковский городской суд Владимирской области
Судья
Киселева Янина Викторовна
Дело на странице суда
viaznikovsky.wld.sudrf.ru
06.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
15.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее