А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
09 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Курской А.Г.,
Подлесной И.А.,
при секретаре Андрейченко М.С.,
с участием прокурора Игнатова Ю.И.,
истцов: Климчук А.А.,
Нигаматзянова А.Э.,
представителя ответчика Чеботарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора города Ялты Республики Крым в интересах несовершеннолетних Нигаматзяновой Есении Азатовны, Нигаматзяновой Оливии Азатовны, Нигаматзяновой Лады Азаматовны, их законных представителей Климчук Аллы Петровны, Нигаматзянова Азата Эдуардовича к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение, по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года,
у с т а н о в и л а:
в январе 2022 года прокурор города Ялты Республики Крым обратился в суд в защиту законных интересов несовершеннолетних ФИО17ФИО20 ФИО19 их законных представителей Климчук А, Нигаматзянова А.Э. к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об установлении факта проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение, мотивируя свои требования том, что Прокуратурой города Ялты проведена проверка по обращению Климчук А.П. по вопросу отказа в выдаче удостоверения родителей многодетной семьи в связи с воспитанием несовершеннолетних ФИО21 В ходе проверки установлено, что в ГБУ РК «Ялтинский городской центр социальных служб для семей, детей и молодежи» поступило заявление Климчук А.П. и копии документов на предоставление государственной услуги «Выдача удостоверения родителей многодетной семьи». Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым 12.10.2021 на данное обращение дан ответ, что доказательством, подтверждающим факт постоянного проживания многодетной семьи на территории соответствующего муниципального образования, является паспорт гражданина или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, имеющие соответствующую отметку и разъяснено, что в случае получения Климчук А.П. регистрации по месту жительства на территории Республики Крым ФИО22 будут оформлены «Удостоверения родителей и детей из многодетной семьи». Полагает, что доводы Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым о наличии обязанности у семьи Климчук А.П. зарегистрироваться по месту жительства фактически лишают несовершеннолетних ФИО23 установленных для многодетной семьи льгот. Просил установить факт проживания несовершеннолетних ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и их родителей Климчук А.П. и Нигаматзянова А.Э. на территории Республики Крым, признать за многодетной семьей право на получение удостоверений родителей ребенка многодетной семьи, обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать Климчук А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Нигаматзянову А.Э., ДД.ММ.ГГГГ рождения, удостоверение родителей многодетной семьи в связи с воспитанием несовершеннолетних ФИО27 до срока, установленного законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года установлен факт проживания несовершеннолетних ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО29 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО30 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и их родителей Климчук А.П. и Нигаматзянова А.Э. на территории Республики Крым. За Климчук А.П., Нигаматзяновым А.Э. признано право на получение удостоверений родителей ребенка многодетной семьи.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции изменить, указав об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетних ФИО31 их законных представителей Климчук А.П., Нигаматзянова А.Э. на территории Республики Крым. Указывает, что для выдачи удостоверения ребенка из многодетной семьи и родителя многодетной семьи должен быть установлен факт постоянно проживания на территории Республики Крым.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснения истцов, не возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой города Ялта Республики Крым установлено, что Нигаматзянов А.Э., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Климчук А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются родителями троих несовершеннолетних детей: ФИО32 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
В ответе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 12.10.2021 указано, что доказательством, подтверждающим факт постоянного проживания многодетной семьи на территории соответствующего муниципального образования, является паспорт гражданина или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, имеющие соответствующую отметку и разъяснено, что в случае получения Климчук А.П. регистрации по месту жительства на территории Республики Крым ФИО35 будут оформлены «Удостоверения родителей и детей из многодетной семьи».
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, являющийся основанием для получения российского гражданства.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Климчук А.П. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, Нигаматзянов А.Э. зарегистрирован по адресу: <адрес>
В качестве доказательств проживания истцов на территории Республики Крым представлена справка, выданная 14.08.2019 Управляющей организацией ООО «Южный Сервис» ЖК «Алмаз», согласно которой Нигаматзянов А.Э. совместно с женой Климчук А.П., дочерью ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочерью ФИО37 ДД.ММ.ГГГГ г.р. постоянно проживают в квартире <адрес>.
Также суду представлены справки, выданные 06.09.2021 МБОУ «Ялтинская средняя школа № 2 «Школа будущего», согласно которым ФИО38 ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в вышеуказанной школе в 1-А классе, ФИО39 ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в 3-В классе, ФИО40., ДД.ММ.ГГГГ. обучается в 7-А классе.
В подтверждение постоянного проживания на территории Республики Крым также представлены дипломы и грамоты, выданные общеобразовательными учреждениями г. Ялты, где обучаются несовершеннолетние ФИО41
Частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находится под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к обеспечению детям необходимых для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, принят Закон Республики Крым от 17.12.2014 № 39-3PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», регулирующий отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в Республике Крым в целях улучшения их социального положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и обучения детей из многодетных семей, а также улучшения демографической ситуации в Республике Крым.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Крым № 39-3PK/2014, действие настоящего Закона распространяется: 1) на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым; 2) на иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, а также беженцев.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 39-3PK/2014, многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от 24 февраля 2015 года № 59.
Удостоверение многодетной семьи является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от 10 декабря 2014 года № 39-3PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» (пункт 2 Данного Порядка).
Удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения (пункт 4 Порядка № 59).
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22 января 2018 года № 128 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи».
Согласно пунктам 2.2 и 2.4. Административного регламента, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым организует выполнение на территории Республики Крым законодательства по предоставлению государственной услуги, принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги, осуществляет выдачу бланка удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», направляет уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, взаимодействуют с органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов.
В соответствии со ст. 3 Закона № 39-ЗРК/2014, документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца.
В силу ч. 1 ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2). Согласно части второй его статьи 3 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1).
Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных норм права, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцами представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о их постоянном проживании на территории Республики Крым по адресу: <адрес>
Поскольку судом установлен факт проживания Климчук А.П. и Нигаматзянов А.Э. и их несовершеннолетних детей ФИО42 по адресу: <адрес>, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за истцами права на получение удостоверений родителей ребенка многодетной семьи.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Однако, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», действие настоящего Закона распространяется: на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым.
Указав в мотивировочной части об установлении факта постоянного проживания истцов на территории Республики Крым, суд ошибочно не указал об этом в резолютивной части решения, что может повлечь затруднение его исполнения, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 28 февраля 2022 года изменить, указав в его резолютивной его части об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетних Нигаматзяновой Есении Азатовны 22.10.2014 рождения, Нигаматзяновой Оливии Азатовны, 09.07.2012 рождения, Нигаматзяновой Лады Азаматовны, 02.11.2008 рождения, и их родителей Климчук Аллы Петровны, Нигаматзянова Азата Эдуардовичана территории Республики Крым.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 10 августа 2022 года.
Судьи: