Решение по делу № 33-4158/2022 от 29.08.2022

Судья Юкина Т.Л. № 2-3312/2022

35RS0010-01-2021-014102-21

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 сентября 2022 года № 33-4158/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Чистяковой Н.М.,

судей Марковой М.В., Холминовой В.Н.,

при секретаре Максимовой Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Усольцевой Е.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июня 2022 года по иску Усольцевой Е.А. к акционерному обществу «Оленегорские тепловые сети» о защите прав потребителей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., судебная коллегия

установила:

в период с 2003 года по январь 2020 года Усольцева Е.А. являлась собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.

Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирного дома на основании агентского договора №... с 1 июня 2017 года осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Оленегорские тепловые сети» (с 3 сентября 2020 года - акционерное общество «Оленегорские тепловые сети», далее АО «ОТС»).

Ссылаясь на то, что среднемесячное потребление коммунального ресурса по услуге «отопление» должно определяться исходя из показателя среднемесячного потребления по итогам 2017 года, АО «ОТС» при расчете среднемесячного объема потребления применило норматив за 12 месяцев 2017 года в размере 0,0200475 Гкал за календарный год, в результате чего в квитанции за сентябрь 2018 года указан неверный размер платы за отопление, на данную сумму неправомерно начисляются пени, 13 сентября 2021 года Усольцева Е.А. обратилась в суд с иском к АО «ОТС» о признании незаконным определения платы за отопление в квитанции за сентябрь 2018 года исходя из норматива 0,0200475 Гкал на 1 кв.м; обязании АО «ОТС» направить ей расчет среднемесячного потребления по итогам 2017 года, исключить начисление платы из показателя среднемесячного потребления по итогам 2017 года - 0,0200475 Гкал/кв.м, признании незаконным отсутствия в квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2018 года информации об объемах потребленной тепловой энергии (горячее водоснабжение) в многоквартирном доме, обязании включить сведения об объемах тепловой энергии (горячее водоснабжение) по прибору учета, установленному в многоквартирном доме, в квитанцию на имя Усольцевой Е.А. об оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2019 года, признании незаконным отсутствия в квитанции за сентябрь 2018 года информации об объемах потребленной тепловой энергии (отопление) в доме, обязании включить сведения об объемах тепловой энергии (отопление) в квартире в квитанцию на имя Усольцевой Е.А. об оплате жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2019 года, взыскании неустойки в размере 250 рублей с даты вынесения решения суда за каждый день неисполнения решения суда, компенсации морального вреда 2000 рублей, штрафа 1000 рублей.

В судебное заседание истец Усольцева Е.А. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика АО «ОТС» не явился, в представленных возражениях иск не признал, указывая на обоснованность проведения корректировок размера платы за отопление за июнь 2017 года, ноябрь-декабрь 2017 года, заявил о пропуске срока исковой давности.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Усольцевой Е.А. к АО «ОТС» о защите прав потребителя отказано.

В апелляционной жалобе Усольцева Е.А. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права, ссылаясь на то, что расчет объема тепловой энергии (на отопление) по помещению, произведенный ответчиком по нормативу потребления, не соответствует Правилам № 354 Формуле 3 (1).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «ОТС» Васютченко Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Мурманской области от 5 августа 2016 года № 386-ПП «О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению», Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11 марта 2013 года № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», обоснованно исходил из того, что начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, предъявленные истцу к оплате за сентябрь 2018 года, с применением среднемесячного норматива на отопление, утвержденного Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 6 октября 2016 года № 168, произведены правомерно, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.Довод апелляционной жалобы о необходимости применения в расчете показаний ОДПУ не за календарный год, а за отопительный период, противоречит нормам действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.

В частности, в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

При этом формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению определена в пункте 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, из которого следует, что продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.

С учетом изложенного определение размера платы за отопление исходя из фактического расхода тепловой энергии обусловлено наличием соответствующего прибора учета, отсутствие которого влечет применение норматива потребления коммунального ресурса, в формулу расчета которого входит продолжительность отопительного периода, состоящая из календарных месяцев, в том числе неполных месяцев в отопительном периоде.

Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, постановлением Правительства Мурманской области № 386-ПП от 5 августа 2016 года «О принятии способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению» на территории Мурманской области был принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.

АО «ОТС» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с 1 июня 2017 года.

В период с 3 апреля 2017 года по 7 ноября 2017 года общедомовой прибор учета тепловой энергии не прошел поверку, то есть находился в неисправном состоянии. Повторно общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию 7 ноября 2017 года.

Соответственно, среднемесячный норматив потребления тепловой энергии на отопление по показаниям общедомового прибора учета за 2017 год определить невозможно.

Корректировка размера платы по отоплению за периоды: июнь 2017 года, ноябрь – декабрь 2017 года выполнена АО «ОТС» в феврале 2018 года (в графе «Перерасчеты» выписки из истории лицевого счета в размере 794 рублей 22 копейки).

21 мая 2018 года Государственной жилищной инспекцией по Мурманской области выдано предписание №... об устранении выявленных нарушений при выполнении корректировки размера платы за комунальную услугу по отоплению в доме <адрес> путем отмены корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за июнь, ноябрь-декабрь 2017 года в срок до 28 июля 2018 года.

Во исполнение предписания АО «ОТС» выполнен перерасчет ранее предъявленной к оплате корректировки по отоплению в квитанции за июль 2018 года в размере основной корректировки -794 рубля 22 копейки, выплачен штраф в размере 397 рублей 11 копеек (в графе «Перерасчеты» выписки из истории лицевого счета в размере -1 191 рубль 33 копейки).

В марте 2019 года МУП «ОТС» была проведена корректировка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению согласно показаниям ОДПУ за 2018 год, в которой на основании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 21 мая 2018 года №... учтен период ноябрь - декабрь 2017 года, в связи с чем сумма корректировки составила 1 612 рублей 74 копейки в сторону уменьшения.

Принимая во внимание, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии в указанный выше период в многоквартирном жилом доме отсутствовали, расчет размера платы за отопление за сентябрь 2018 года, включая ноябрь – декабрь 2017 года, правомерно произведен АО «ОТС» на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг исходя из действующих тарифов по нормативу и откорректирован согласно фактическим показаниям общедомового прибора учета за указанный период, что и отражено в счет-извещении за март 2019 года.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения состоявшегося судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усольцевой Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:    

Судьи:    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2022 года.    

33-4158/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Усольцева Елена Александровна
Ответчики
АО "Оленегорские тепловые сети"
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
30.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее