Дело № 2-372/2019
УИД 42RS0020-01-2019-000302-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе
судьи Раймер К.Е.,
при секретаре Дубровиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осинники 03.04.2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФСВ к Администрации ФИО2 городского округа о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
ФСВ обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ФИО2 городского округа, в котором просит признать за ним право собственности на здание индивидуального гаража, расположенного по адресу: Российская Федерации, <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а, общей площадью № кв.м.
Свои требования мотивирует тем, что в собственности истца находится индивидуальный гараж, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №. Данный объект недвижимости принадлежит ему на основании акта приема – передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. При оформлении документов для регистрации права собственности на указанный гараж, возникли проблемы, а именно фактически застроенная площадь превышает разрешенную. При обращении в филиал № БТИ <адрес> для получения документов для государственной регистрации права собственности в ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО2 отдел, ему пояснили, что установить право собственности на указанный гараж можно только в судебном порядке, в связи с чем он вынужден был обратиться в суде за защитой своих прав.
Истец ФСВ в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, с участием представителя ХХХ Исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца – ХХХ, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Дал пояснения аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ФИО2 городского округа ХХХ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. Представил письменный отзыв, в котором указал, что в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения об объекте -гараж, расположенный по адресу: <адрес>, район 50 лет Октября, блок №, гараж №а и сведения о правах отсутствуют (л.д.37-38).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы и оценив представленные доказательства, считает исковые требования об установлении права собственности обоснованными.
В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Согласно п. 1 ст. 130 данного Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания указанных норм следует, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Соответственно, право собственности на здание - индивидуальный гараж как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если он создан именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирован в качестве объекта недвижимости.
Одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного Кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п. 3 ч. 222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> в лице Заместителя Главы города, председателя Комитета по ФИО2 муниципальным имуществом ПЕА и ФСВ, на основании постановления Главы <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка № из земель населенных пунктов с кадастровым номером <адрес>, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а, для использования в целях: индивидуального гаражного строительства, фактическое использование: строительство индивидуального гаража, в границах указанных в кадастровом плане участка, общей площадью № кв.м.(л.д. 10-12).
Как следует из акта приема–передачи земельного участка от 30.10.2007г. ФСВ принял в аренду земельный участок общей площадью № кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а (л.д. 13).
Согласно расчета арендной платы на земельный участок (Приложение к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ) размер арендной платы составляет 394,55 рублей из расчета площади земельного участка № кв.м. (л.д.14).
Согласно постановлению №-п от ДД.ММ.ГГГГ л присвоении почтовых адресов земельному участку с кадастровым номером № и земельному участку с кадастровым номером № почтовый адрес: Российская Федерация, <адрес>, блок №, гараж №а (ранее <адрес>, в районе <адрес>,, блок №, гараж-№; <адрес>, в районе <адрес>, блок-№, гараж-№ (л.д.15).
Из справки ГП КО «Центр технической инвентаризации КО» Филиал № БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в сведениях о правообладателе на здание индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а, указан ФСВ, основание – акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Администрацией <адрес> № кв.м. (л.д.9).
Согласно уведомлениям ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: нежилое здание, адрес: <адрес>, район <адрес>,, блок №, гараж №а отсутствуют (л.д.16).
Согласно акта экспертного исследования ООО «РЕГИОНЭКСПЕРТ» № от ДД.ММ.ГГГГ выполненные работы по строительству гаража, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а, соответствуют установленным требованиям для данного типа зданий: градостроительным, строительным, эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам. Не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Возможна дальнейшая безопасная эксплуатация исследуемого объекта (л.д.17-33).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец на земельном участке, предоставленном ему под строительство гаража, которому в настоящее время присвоен адрес: <адрес>, район <адрес>, блок №, гараж №а, построил объект недвижимого имущества – здание –индивидуальный гараж.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
Таким образом, условием приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество является создание объекта недвижимости для себя и соблюдение при его создании закона и иных правовых актов.
Факт несоответствия спорного объекта градостроительным нормам и правилам в ходе судебного разбирательства не установлен. Истец владеет спорным гаражом более 20 лет, в течение которых никто из заинтересованных лиц не сомневались в законности возведения гаража и не оспаривали право ФСВ на данное имущество.
Таким образом, построенный истцом гараж нельзя признать самовольной постройкой, поскольку спорный объект соответствует целевому назначению земельного участка и разрешённому использованию, эксплуатируется истцом согласно правовому режиму земельного участка.
С учётом представленных доказательств суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Тот факт, что площадь объекта недвижимости превышает площадь предоставленного в аренду ФСВ земельного участка, не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении иска, поскольку ничьи интересы не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░ №, ░░░░░ №░, ░░░░░░░░ № ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08.04.2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░