Дело №2а-89/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2020 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кучеренко Н.В.,
при секретаре Дубровой А.А.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
представителя административного истца Логвинова А.В.,
представителя административных ответчиков Юшковой С.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании ходатайство представителя административного ответчика Алуштинского городского совета Республики Крым о прекращении производства по административному делу по административному иску Тимошенко Сергея Викторовича к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Алушты Республики Крым о признании недействующим решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 19 июня 2019 года №59/82 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым»,
установил:
В Верховный Суд Республики Крым из Алуштинского городского суда Республики Крым поступило для рассмотрения вышеуказанное административное дело.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 02 сентября 2020 года в рамках настоящего административного дела принято к рассмотрению административное исковое заявление Тимошенко С.В. с изменением основания иска в редакции от 31 августа 2020 года.
В предварительном судебном заседании 02 сентября 2020 года от представителя административного ответчика Алуштинского городского совета Республики Крым по доверенности - Юшковой С.А. поступило ходатайство о прекращении производства по делу, мотивированное тем, что решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 ноября 2019 года №1/19 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» признано утратившим силу с 01 января 2020 года.
Представитель административного истца возражал против прекращения производства по делу, считая заявленное ходатайство необоснованным.
Выслушав мнение явившихся лиц, прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства в заявленном виде, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, административный истец Тимошенко С.В. 15 октября 2018 года обратился в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил перераспределить принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью № кв.м., кадастровый номер №, по адресу: <адрес>, и принадлежащий муниципальному образованию земельный участок, площадью № кв.м., в результате чего образовать самостоятельный земельный участок площадью № кв.м.
Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым №1273 от 07 мая 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности гр. Тимошенко С.В.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью № кв.м., расположенного в <адрес> земельный участок отнесён к категории земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).
30 июля 2019 года земельный участок площадью № кв.м., адрес: <адрес>, поставлен на кадастровый учёт: кадастровый номер №.
10 сентября 2019 года административный истец обратился в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка по вышеуказанному адресу.
18 ноября 2019 года Администрация города Алушты Республики Крым направила в адрес административного истца Соглашение о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, для ознакомления и подписания.
В Соглашении приведен расчёт платы за увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности собственника, составившей размер 403453,89 руб. В расчёте имелась ссылка на решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» и внесённые в него изменения решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 19 июня 2019 года №59/82. Так, размер платы за перераспределение земельных участков данным актом, как указано, установлен на основании их кадастровой стоимости (нормативной цены) - 75%.
27 декабря 2019 года административный истец возвратил в адрес Администрации города Алушты Республики Крым данное Соглашение с протоколом разногласий.
28 февраля 2020 года Тимошенко С.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 19 июня 2019 года №59/82 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», указывая, что данным Положением на момент подачи им заявления о перераспределении земельных участков, его рассмотрения и принятия по нему решения размер платы за перераспределение земельных участков был установлен - 1%.
Однако, как установлено судом, решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 ноября 2019 года №1/19 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым согласно приложению (пункт 1), в связи с чем, с 01 января 2020 года признано утратившим силу ранее принятое решение Алуштинского городского совета от 23.12.2016 №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» (пункт 2).
Текст решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 22 ноября 2019 года №1/19 опубликован на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым 27 ноября 2019 года, в газете Алуштинский вестник от 28 ноября 2019 года №46 (1481).
Кроме того, Алуштинским городским советом Республики Крым 21 февраля 2020 года принято решение №7/20 «Об утверждении Положения о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путём перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», которым в расчёте платы за увеличение площади земельных участков, образованных путём перераспределения, установлен коэффициент в размере 0,5%.
Текст данного решения опубликован на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в газете Алуштинский вестник от 27 февраля 2020 года №07 (492).
Таким образом, на момент обращения Тимошенко С.В. в суд с административным иском оспариваемый им нормативный правовой акт уже около трёх месяцев не действовал, то есть, был исключён из системы правового регулирования отношений определения платы за проведение перераспределения земельных участков.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В связи с чем, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.
Доводы стороны административного истца о том, что производство по административному делу не подлежит прекращению, поскольку при утверждении схемы расположения земельного участка ему устанавливалась плата за проведение перераспределения земельного участка в размере 1% от его стоимости, определённой в соответствии с действующим законодательством, являются несостоятельными, поскольку постановлением Администрации города Алушты Республики Крым №2849 от 02 октября 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации от 07 мая 2019 года №1273 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности гр. Тимошенко С.В.» указанный пункт 3 постановления Администрации города Алушты Республики Крым №1273 от 07 мая 2019 года - исключён.
При этом, копия данного постановления Администрации прилагалась к Соглашению, направленному административному истцу.
Более того, на момент принятия Администрацией города Алушты Республики Крым постановления от 07 мая 2019 года №1273 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в собственности гр. Тимошенко С.В.» плата за проведение перераспределения земельного участка была установлена иным органом и иным актом: решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым».
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте.
При этом, право собственности и другие вещные права на объект недвижимости, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, предметом письменного Соглашения о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, является конкретный образованный земельный участок, поставленный на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 214, 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
Ходатайство представителя Алуштинского городского совета Республики Крым - удовлетворить.
Прекратить производство по административному делу по административному иску Тимошенко Сергея Викторовича к Администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения Алуштинского городского совета Республики Крым от 19 июня 2019 года №59/82 «О внесении изменений в решение Алуштинского городского совета Республики Крым от 23 декабря 2016 года №25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым».
Определение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в срок, предусмотренный частью 1 статьи 314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в порядке, установленном статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>