г. Сыктывкар УИД: 11RS0002-01-2023-004786-22
Дело № 2-544/2024 (№ 33-5789/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании 12 августа 2024 года дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2024 года, и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2024 года, которыми постановлено:
исковые требования Кузькина Е.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Кузькину Е.В. тарифную ставку (оклад) с 01 декабря 2022 г. в размере 18072 руб. 25 коп; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 01 декабря 2022 г. и выплатить задолженность, образовавшуюся в результате занижения тарифной ставки (оклада).
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Кузькина Е.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Кузькину Е.В. задолженность по заработной плате за декабрь 2022 г. – декабрь 2023 г. в размере 207 715 руб. 80 коп.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 5 277 руб. 16 коп.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия
установила:
Кузькин Е.В. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» (далее по тексту МБУ «СДУ») о возложении обязанности установить ему тарифную ставку (оклад) с 01.12.2022 в размере 18072, 25 руб.; произвести перерасчёт заработной платы с 01.12.2022; выплатить недополученную сумму заработной платы, а также просил взыскать ответчика компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование требований указал, что работает в МБУ «СДУ» в должности ... 1 разряда на основании трудового договора от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. В период работы при установлении тарифной ставки (оклада) и начислении заработной платы работодатель не использовал обязательное к применению подписанное 11.12.2019 отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту ОТС, Соглашение), которое вступило в силу 01.01.2020 и действовало по 31.12.2022. Согласно указанному ОТС, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. С 01.01.2022 работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы с применением ОТС, исходя из размера тарифной ставки (оклада) 18072, 25 руб. (15715 руб. х 1,15 х 1,0 (повышение оклада, предусмотренное примечаниями к приложению № 3 к постановлению администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103)).
Ответчик в отзыве в удовлетворении исковых требований просил отказать, указывая, что МБУ «СДУ» производит истцу выплату заработной платы в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством, и применить срок обращения в суд за разрешением трудового спора, предусмотренный статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Стороны в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Судом приняты указанные выше решения, на которые МБУ «СДУ» поданы апелляционные жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кузькин Е.В. трудоустроен с 11.09.2019 в МБУ «СДУ» в должности ... Участка ... на основании трудового договора от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> а также приказа о приеме на работу от 11.09.2019 № 464-к. Трудовым договором от 11.09.2019 Кузькину Е.В. установлен оклад по занимаемой должности в размере 6 936 руб.
Дополнительным соглашением от 29.09.2022 к трудовому договору Кузькину Е.В. с 01.09.2022 установлен оклад по занимаемой должности в размере 8 402 руб.
Из расчетных листков следует, что с декабря 2022 г. расчет оплаты труда Кузькину Е.В. осуществлялся в соответствии с указанным выше размером оклада: 8 402 руб.
Исковое заявление 11.12.2023 поступило в суд, из него следует, что требование об установлении оклада заявлено: с 01.12.2022 в размере 18072, 25 руб.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока, предусмотренного статьёй 392 Трудового кодекса РФ на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями № 1,2,3,4 постановления главы администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».
Согласно приложению №2 к постановлению главы администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута» должность сторожа (вахтера) отнесена к 1 профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня», 1 квалификационному уровню (1 квалификационный разряд) с окладом 8 402 руб.
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с 01.01.2020 (далее – Отраслевое соглашение).
Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3.2 Отраслевого соглашения).
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 ТК РФ не направляли.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьями 45, 48, 135 ТК РФ, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, и рассчитал тарифную ставку истца с 01.12.2022 в размере 18 072,25 руб. (15 715 руб. х 1,15 х 1,0).
Разрешая ходатайство ответчика о сроке исковой давности по требованиям, суд пришел к выводу о том, что такой срок истцом с учетом обращения в суд с исковым заявлением 11.12.2023 по требованиям за декабрь 2022 г. и последующие месяцы не пропущен. Решение суда в указанной части не обжалуется, и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату по заработной плате за период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 ТК РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб ответчика не усматривает.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута» МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
По смыслу статей 48, 49 ТК РФ, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Из возражений не следует, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», либо администрацией МО ГО «Воркута» направлялся.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».
Следовательно, действие данного соглашения распространяется на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни ТК РФ, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
Доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 февраля 2024 года и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 12 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи