Дело № 2-1175/2023
УИД 91RS0022-01-2022-000523-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2023 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Тимохиной Е.В.,
при секретаре – Джеляловой Э.И.,
с участием истца ФИО2, ее представителя ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе ФИО3 гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации горда ФИО3 Республики ФИО3, Государственному комитету по государственно регистрации и кадастру Республики ФИО3 о восстановлении статуса земельного участка «актуальные» и признании права собственности на земельный участок, третьи лица: МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. ФИО3 Республики ФИО3»
установил:
Истец ФИО2, уточнив свои исковые требования, обратилась в суд с иском о восстановлении статуса земельного участка с к.н. № «актуальные», признании права собственности на данный земельный участок, площадью 474 +/- 8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель-земли населенных пунктов.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Щебетовского поселкового совета 47 сессии 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,045 га, для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей в собственность. Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен юридический адрес: <адрес>, на протяжении 2010-2022 года неоднократно обращалась с заявлением о передаче данного земельного участка в собственность, однако, получала отказ по различным основаниям. В целях регистрации права собственности на земельный участок истец обратилась в Госкомрегистр, которым был выдан отказ в государственной регистрации права с указанием на необходимость предоставления правоустанавливающего документа, соответствующего действующему законодательству. Кроме того, данному земельному участку присвоен статус «архивный», что не позволяет осуществить регистрацию права. Учитывая изложенные обстоятельства, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец в судебное заседание не явилась, от ее представителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации города ФИО3 Республики ФИО3 в судебное заседание не явилась, в материалы дела предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила участь позицию администрации г. ФИО3, изложенную в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 третье лицо –МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. ФИО3» в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Суд, заслушай истца и ее представителя, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Щебетовского поселкового совета 47 сессии 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ истцу был выделен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,045 га, для строительства и обслуживания жилого дома, с последующей передачей в собственность.
Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен юридический адрес: <адрес>.
Решением Щебетовского поселкового совета 7 сессии 6-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия решения Щебетовского поселкового совета 47 сессии 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Щебетовского поселкового совета 24 сессии 6-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия решения Щебетовского поселкового совета 47 сессии 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Щебетовского поселкового совета 49 сессии 6-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия решения Щебетовского поселкового совета 1012 сессии 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Щебетовского поселкового совета 63 сессии 6-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия решения сессий Щебетовского поселкового совета о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдана справка исполнительным комитетом Щебетовского поселкового совета г. ФИО3 о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> находится на стадии завершения оформления в собственность, вопрос о передаче в собственность будет рассмотрен в ближайшее время (л.д. 11).
Согласно сведений из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, указано что в пользовании ФИО2 находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, для строительства и обслуживания жилого дома, общей площадью 0,0474 га (л.д. 158).
Вышеуказанный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, установлены координаты земельного участка (л.д. 46-50).
Постановлениями Администрации г. ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в удовлетворении заявления о передаче в собственность спорного земельного участка, по различным основаниям (л.д.5, 6).
При обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> истцом получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду не предоставления надлежащего правоустанавливающего документа, а также необходимо внести сведения о категории и виде разрешенного использования земельного участка (л.д.59-61).
Постановлением администрации г. ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка (л.д. 73-74).
После решения вопроса, об установлении вида условно разрешенного использования земельного участка, истец очередной раз обратилась в Администрацию города ФИО3 Республики ФИО3 с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако, Администрация города ФИО3 Республики ФИО3 возвратила заявление без рассмотрения, поскольку последнее подано после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 45, 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть) обжалованы в суд.
Судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
В соответствии со ст. 12,56,57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).
Согласно ст. 218,223 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
Право на земельный участок на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица приобретается и регистрируется гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В силу пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды; земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным; участком в трех экземплярах и их подписание, а также, направляет проекты; указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование; испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Частью 6 указанной нормы права установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, которыми являются, в том числе, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (п. 1).
Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов тогда, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также п. 4 ст. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденная Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1); земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый пункта 2 статьи 7).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В связи с чем, можно прийти к выводу о том, что как земельное, так и градостроительное законодательства исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков по прежнему фактическому разрешенному использованы в случае, когда происходит изменение градостроительной документации предусматривающей иное зонирование территории.
Тот факт, что при подготовке Правил землепользования и застройки, и определении границ территориальных зон не была учтена ранее разработанная градостроительная документация, факты предоставления и выделения земельных участков, сложившаяся планировка и существующее землепользование - не может являться препятствием для реализации административным истцом принадлежащего ему права на земельный участок в порядке завершения оформления прав, при том, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что эксплуатация земельного участка опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РК №264 от 11.08.2014г. «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», к таким документам относятся документы, подтверждающие наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества, выданные в установленном порядке на территории РК до 18.03.2014г. Указанный порядок предусматривает завершение оформления права собственности на земельный участок на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган Республики ФИО3 либо орган местного самоуправления и приложенного к нему решения о разрешении на разработку проектной документации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцу разрешена разработка проекта отвода на земельный участок на основании решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ; истец неоднократно на протяжении 2014-2020 года обращался с заявлениями о предоставлении выше указанного земельного участка в собственность; земельный участок не зарегистрирован на праве собственности за иным лицом; имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, наложений на иные земли отсутствуют, а следовательно, у истца имелось право на завершение оформления права на испрашиваемый земельный участок.
Учитывая, что истцом заявлены требования о признании права собственности на спорный земельный, имеются основания для удовлетворения иска в этой части, суд считает, что отдельного решения суда о признании права на завершение оформления права на испрашиваемый земельный участок не требуется.
Кроме того, согласно выписке, предоставленной Госкомрегистром ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, так как в течении 5 лет на него не зарегистрированы права.
Учитывая, что судом признано право собственности истца на спорный земельный участок с кадастровым номером №, именно Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3, а не Администрация г. ФИО3, обязан восстановить актуальные сведения о земельном участке Едином государственном реестре недвижимости.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО3 восстановить в Едином государственном реестре недвижимости актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 474+/-8кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 474+/-8кв.м., кадастровый № для индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО3 через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Тимохина