Дело <№ обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2019года г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ <№ обезличен> по <адрес> и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ГУ-ГУПФР <№ обезличен> по <адрес> и Московской области, обосновывая это тем, что комиссией по пенсионным вопросам (решение <№ обезличен>) от <дата> в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Как пояснила истица, в зачет ее специального стажа ответчиком не принятпериод работ с <дата> по <дата> (продолжительностью 08 лет 11 месяцев 10 дней) в должности учителя биологии в Центре образования <№ обезличен>. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с требованиями о признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" и о включении в подсчет специального стажа вышеуказанный период работы. Также истец просила суд назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с соответствующим заявлением, а именно с <дата>
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ-ГУПФР <№ обезличен> по <адрес> и Московской области в судебном заседании ссылался на доводы аналогичные, изложенным в решении комиссии по назначению пенсии и послужившие мотивом к отказу в назначении истице досрочной страховой пенсии.
Выслушав участников процесса, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающейправо на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсияпо старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими Правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 15.02.2019 г. по п. п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением <№ обезличен>от <дата> в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку с учетом включенных ответчиком периодов ее работы стаж истца на соответствующих работах, составил 18 лет 11 месяцев 09 дней, что не соответствует требуемому стажу 25 лет, предусмотренному пп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, в специальный стаж истцу не включен период ее работы: с <дата> по <дата> (продолжительностью 08 лет 11 месяцев 10 дней) в должности учителя биологии в Центре образования <№ обезличен>, так как деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, а всвоей деятельности Центр образования <№ обезличен> руководствовался Типовым положением об общеобразовательномучреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> за <№ обезличен>, но этим Типовым положением такой вид учреждения как центр образования не предусмотрен.
В обоснование требований истец указывала, что она в спорный период фактически работала в школе и осуществляла педагогическую деятельность, считает, что спорный период должен быть включен в педагогический стаж и назначена досрочная страховая пенсия по старости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец была принята на работу на должность учителя биологии в среднюю общеобразовательную школу <№ обезличен> с <дата> (Приказ о приеме на работу от <дата> N 151); в соответствии с приказом Департамента образования <адрес> от <дата> <№ обезличен>/ак ГОУ Средняя общеобразовательная школа переименована в Государственное образовательное учреждение Центр образования <№ обезличен>; а с <дата> переименовано в ГБОУ <адрес> «Школа <№ обезличен>», и данное учреждение связано с образовательной деятельностью по основным программам начального, общего и среднего (полного) общего образования. За указанный период независимо от наименования учреждения и его правового статуса истец фактически осуществляла трудовые функции и обязанности учителя биологии на 1,0 ставку, то есть, в должности, непосредственно связанной с педагогической деятельностью, работала в образовательном учреждении для детей.
Рассматривая заявленные требования в части обязания ответчика включить в подсчет специального стажа истца указанный период, суд, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе, принимая во внимание приведенные нормы законодательства, разъяснения, содержащиеся в п. 16 и п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от <дата> "О практике рассмотрения судами дел, связанныхс реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установил, что истец фактически осуществляла свою педагогическую деятельность, что подтверждено представленными суду доказательствами: трудовая книжка истца, справка для оформления пенсии за выслугу лет от <дата>; копии лицензий ГОУ Центра образования N <№ обезличен> <дата> за <№ обезличен>, N <№ обезличен> от <дата>, N <№ обезличен> от <дата>, N <№ обезличен> от <дата>, приказы о государственной аккредитации, реорганизации, переименовании, уставы, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истца следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа ФИО1, так как за указанный период истец фактически осуществляла трудовые функции в должности учителя биологии, то есть в должности, непосредственно связанной с педагогической деятельностью, работала в образовательном учреждении для детей полный рабочий день на полную ставку, а наименование должности и учреждения предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
На дату обращения истца в пенсионные органы –<дата>, специальный стаж истца, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа пенсионными органами 18 лет 11 месяцев 09 дней, и спорного периодас <дата> по <дата> (продолжительностью 08 лет 11 месяцев 10 дней) в должности учителя биологии в Центре образования <№ обезличен>, включенных судом в подсчет специального стажа истца, составил более требуемых 25 лет, следовательно, суд приходит к выводу об обязанииответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.
Доводы стороны ответчика, что спорный период не может быть включен истцу в стаж на соответствующих видах работ, по причине того, что вид учреждения, в котором работала истец в период с <дата> по <дата> (продолжительностью 08 лет 11 месяцев 10 дней) в должности учителя биологии в Центре образования <№ обезличен> не соответствует его типу, предусмотренному Списком N 781, поскольку подпунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 в рамках типа общеобразовательных учреждений предусмотрен "Центр образования" и данный список содержит исчерпывающий перечень учреждений должностей педагогических работников и расширительному толкованию не подлежит, судне может признать состоятельными, поскольку в указанный период истец фактически осуществляла свою работу в общеобразовательном учреждении, фактически работа протекала в школе, что предусмотрено Списком, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. При этом, суд принимает во внимание тот факт, что периоды работы в этом учреждении до 05.04.2006 г., и с 21.03.2015 г. в связи с переименованием учреждения ответчиком включены в подсчет специального стажа истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ <№ обезличен> по <адрес> и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ <№ обезличен> по <адрес> и Московской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с <дата>, засчитав в специальный трудовой стаж период работы: с <дата> по <дата> (продолжительностью 08 лет 11 месяцев 10 дней) в должности учителя биологии в Центре образования <№ обезличен>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Судья: Тягай Н.Н.