РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2023 года гор. Клин Московской области
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре судебного заседания Андрющенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2540/2023 по иску Стрельниковой Е. И. к ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» (обособленное подразделение «Клин») о понуждении заключить договор,
установил:
истец Стрельникова Е.И. обратилась в суд с иском к ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» (обособленное подразделение «Клин») с требованием о понуждении заключить договор.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: /адрес/. В данном жилом доме никто не проживает и не зарегистрирован. Истец посещает дом только в целях проверки сохранности имущества и проверки работоспособности инженерных сетей, находясь там не продолжительное время. Региональным оператором по обращению с ТКО в г.о. Клин является ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» на основании соглашения от /дата/, заключенного с Министерством экологии и природопользования /адрес/. На протяжении всего этого времени договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком с истцом не заключалось.
Истцом неоднократно направлялись в адрес ответчика сообщения о том, что в доме никто не зарегистрирован и не проживает, указывалось на несогласие с суммами начислений, однако мер для разрешения вопросов ответчиком не принималось. Квитанции об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО направляются с суммами из расчета общей пощади жилого дома как для проживающего.
Только в /дата/ ответчиком направлен проект договора на оказание услуг с ТКО, в котором предлагалось подписать договора с датой начала его действия с /дата/, расчет платежей предлагалось производить исходя их площади жилого дома.
Не согласившись с этим предложением, истец в /дата/ направила в адрес ответчика предложение по корректированию даты начала действия договора, предложив изменить п.4 договора не с /дата/, а с /дата/, т.к. ранее с ней договор на оказание услуги по обращению с ТКО не заключался. Также истец не согласилась с п. 26 договора, в соответствии с которым условия договора применяются к отношениям возникшим до заключения договора. Предложила ответчику привести условия договора в части порядка расчета по начислению суммы за обращение с твердыми коммунальными отходами в соответствие с п.148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ /номер/), согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается не по общей площади дома, а по количеству собственников такого помещения.
Не получив ответа, истец /дата/ повторно обратилась по вопросу заключения договора с учетом ее замечаний и предложений.
/дата/ получила ответ, в котором разъяснялось, что в соответствии с п.8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от /дата/ /номер/, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п.8.5-8.7 настоящих Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». И таким образом, на настоящий момент между собственниками домовладений и региональным оператором ООО «Экопромсервис» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Полагает незаконным уклонение ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» от заключения договора на условиях, предложенных истцом, что нарушает права истца на изменение условий оплаты по начислению суммы за обращение с ТКО.
Учитывая изложенное, истец просит суд обязать ответчика ООО «Экопромсервис» (Обособленное подразделение «Клин») заключить договор с учетом редакции, предложенной истцом по проекту договора /номер//ТКО от /дата/, а именно: включить в договор пункт о порядке начисления суммы за обращение с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ /номер/), согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, а так же изменить срок заключения договора на фактическую дату.
Истец Стрельникова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ее полномочный представитель по доверенности Стрельников Ю.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Экопромсервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст. 67 ГПК РФ, заслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
На основании пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 2 Правил № 1156 потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 5 Правил № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Судом установлено, что Стрельникова Е.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: /адрес/.
Согласно соглашению от /дата/ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне регионального оператора, заключенному между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Экопромсервис», последний является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне регионального оператора (г.о. Солнечногорск, г.о. Клин).
В ответ на обращение истца от /дата/ /номер/ ответчиком ООО «Экопромсервис» в адрес истца Стрельниковой Е.И. направлено два экземпляра подписанного со стороны регионального оператора проект договора /номер//ТКО с приложением информации по расчету платы за услугу (л.д. 8-14).
Не согласившись с предложенным к подписанию проекта договора /номер//ТКО, истцом в адрес ответчика направлены замечания:
- п.4 изложить в следующей редакции: «дата начала оказания услуг начинается с /дата/ года»;
- п. 26 изложить в следующей редакции: настоящий договор заключается на срок с /дата/ по /дата/»;
- дополнить договор пунктом о порядке начисления суммы за обращение с ТКО согласно п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ /номер/), согласно которому при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, а так же изменить срок заключения договора на фактическую дату (л.д.21).
Письмом ООО «Экопромсервис» ИСХ, /номер/ от /дата/ по вопросу внесения изменений в договор на оказание услуг по обращению с ТКО истцу сообщено, что в настоящее время между собственником домовладения и региональным оператором ООО «Экопромсервис» заключен публичный договор.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне деятельности регионального оператора Московской области от /дата/ между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Экопромсервис» и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», региональный оператор осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей в том числе городской округ Клин с /дата/.
/дата/ ООО «Экопромсервис» опубликовало в газете «Подмосковье сегодня», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности Регионального оператора включающей: городские округа: Клин и Солнечногорск) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8.17. Правил обращения с твердыми сальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с ми 8.5 - 8.7 настоящих Правил в установленный срок, договор на оказание по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Лицо обязано заключить договор только в том случае, если такая обязанность предусмотрена договором или законом (п. 1 ст. 445 ГК РФ).
В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» даны разъяснения о том, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ). В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор в принятии искового заявления о понуждении заключить договор не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске.
Истец, заявляя требования о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на предложенных им условиях, фактически выражает несогласие с размером и сроком начислений.
Порядок оказания и оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.
В пункте 148(34) Правил от 6 мая 2011 г. № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36) Правил от 6 мая 2011 г. № 354).
Аналогичное положение содержится в пункте 56(2) указанных Правил, в силу которых при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Вместе с тем, истец не лишен права на обращение к региональному оператору с заявлением о перерасчете платы за оказание услуги по обращению с ТКО.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для обязания ООО «Экопромсервис» заключить со Стрельниковой Е.И. договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях предложенных истцом, не имеется, поскольку, обязанности заключать договор в обязательном порядке, в данном случае, законом не предусмотрено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Стрельниковой Е. И. к ООО «ЭКОПРОМСЕРВИС» (обособленное подразделение «Клин») о понуждении заключить договор - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Решение в окончательной форме принято /дата/.
Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова
Копия верна.