дело № 3а-70/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 12 марта 2020 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А. И.,
с участием представителей административного истца – Федерального государственного унитарного предприятия «Рассвет-Ставрополье» - Тимофеевой Н.А., Плотникова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Рассвет-Ставрополье» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
установил :
Административный истец – Федеральное государственное унитарное предприятие «Рассвет-Ставрополье» (далее – ФГУП «Рассвет-Ставрополье») обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …, площадью 117064192 кв.м., категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу : Ставропольский край, Новоселицкий район, с. …, территория ОПХ «…», равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года – в размере 238 108000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 27 марта 2012 года № …, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на основании распоряжения от 27 марта 2012 № …, ФГУП «Рассвет-Ставрополье» является арендатором вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером ….
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером … по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере 850670364, 01 рублей.
Считая установленную кадастровую стоимость спорного земельного участка значительно превышающей его рыночную стоимость, нарушающей права и законные интересы, административный истец обратился к независимому оценщику – ООО «Арбитраж» для определения рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка.
ООО «Арбитраж» произведена оценка рыночной стоимости находящегося в аренде у административного истца земельного участка. Согласно отчету об оценке № … от 09 августа 2019 года рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером … определена в размере – 238108 000 рублей.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора ФГУП «Рассвет-Ставрополье» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением от 02 октября 2019 года о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …, установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 22 октября 2019 года № … заявление представителя ФГУП «Рассвет-Ставрополье» о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером … отклонено.
В настоящее время расчет арендных платежей за пользование спорным земельным участком производится исходя из его кадастровой стоимости, которую административный истец полагает существенно завышенной по сравнению с его рыночной стоимостью, определенной на основании отчета об оценке, что нарушает его права и законные интересы, как арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за использование земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца ФГУП «Рассвет-Ставрополье» - Тимофеева Н. А. уточнила заявленные требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, проведенной по делу экспертом Автономной некоммерческой организации «Южный региональный центр судебной экспертизы», просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером … в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года – 400732 971 рублей, в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного истца ФГУП «Рассвет-Ставрополье» - Плотников Е. И. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, также просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером … в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года – 400732 971 рублей, в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В судебное заседание представители административных ответчиков - министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просило рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления, указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером …, площадью 119430 000 кв. м., категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в размере – 850670364, 01 рублей внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 декабря 2015 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381. ФГУП «Рассвет-Ставрополье» обращалось 02 октября 2019 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, которое по итогам рассмотрения отклонено Комиссией.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утратившие силу с 1 января 2019 года.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 ранее действовавших Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером … затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящийся у ФГУП «Рассвет-Ставрополье» в аренде земельный участок арендные платежи рассчитываются исходя из его кадастровой стоимости.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Как следует из материалов административного дела и подтверждено надлежащими письменными доказательствами, 27 марта 2012 года между ФГУП «Рассвет» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, № …. Срок аренды установлен - с 01 января 2012 года по 31 декабря 2022 года (пункт 2.1 договора). Данный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 16 мая 2012 года (номер регистрации … (том 1 л. д. 11-17).
Предметом названного договора является право аренды земельного участка с кадастровым номером …, общей площадью 117064192 кв.м., категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу : местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, Новоселицкий район, с. …, территория ОПХ «…», на земельном участке имеются объекты недвижимости, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ФГУП «Рассвет» Российской академии сельскохозяйственных наук.
Из приложения к вышеуказанному договору аренды усматривается, что расчет арендной платы за пользование спорным земельным участком с кадастровым номером … осуществляется исходя из его кадастровой стоимости (том 1 л.д. 18).
На основании приказа Федерального агентства научных организаций от 30 июня 2014 года № … в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФГУП «Рассвет» переименовано в ФГУП «Рассвет-Ставрополье» (том 1 л. д. 129).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1381 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 01 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 года установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером … в размере – 850670364, 01 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 ноября 2019 года № …. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 декабря 2015 года (том 1 л. д. 20).
Считая установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, нарушающей права и законные интересы предприятия, административный истец – ФГУП «Рассвет-Ставрополье» обратилось к независимому оценщику – ООО «Арбитраж» для определения рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка.
Согласно отчету об оценке № … от 09 августа 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером … по состоянию на 1 января 2015 года составила - 238108 000 рублей (том 1 л.д. 29-101).
Судом установлено, что административный истец 02 октября 2019 года обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 22 октября 2019 года № … заявление представителя ФГУП «Рассвет-Ставрополье» о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером … отклонено. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером …, указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, несоответствие требованиям действующего оценочного законодательства (том 1 л. д. 103-105).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 вышеуказанного Закона № 135-ФЗ об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела, в целях подтверждения достоверности заявленной величины рыночной стоимости спорного земельного участка и установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству представителя административного истца - ФГУП «Рассвет-Ставрополье» определением Ставропольского краевого суда от 20 декабря 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации «Южный региональный центр судебной экспертизы» (том 1 л. д. 153-156).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 12 февраля 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером … по состоянию на 01 января 2015 года составила – 400732 971 рубль (том 1 л.д. 170-235).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы № … от 12 февраля 2020 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения следует, что идентификация объекта исследования проведена экспертом посредством натурного обследования земельного участка с кадастровым номером …, о чем составлены фототаблица и соответствующий акт осмотра, а также по материалам административного дела № 3а-375/2019 с использованием данных из альтернативных источников информации : публичная кадастровая карта maps.rosreestr.ru, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РОСРЕЕСТР, rosreestr.ru и др. Обследование проведено в допущении, что рассматриваемый объект на дату проведения исследования находился в том же состоянии, что и на дату осмотра - 30 января 2020 года.
В заключении судебной экспертизы подробно описан объект исследования, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, а именно : земельный участок с кадастровым номером …, площадью 117064192 кв. м., категория – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу : Ставропольский край, Новоселицкий район, с. …, территория ОПХ «…».
Настоящее обследование проведено экспертом с учетом того, что объект исследования граничит с населенным пунктом – с. …, используется в соответствии с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, основная часть участка используется под пашни, также имеются пастбища, болота, под дорогами, под зданиями и сооружениями, на участке расположены нежилые здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, указанные в п. 1.5 вышеприведенного договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности № … от 27 марта 2012 года, окружающая застройка участка представлена объектом сельскохозяйственного назначения, плотность застройки - низкая, участок не благоустроен, имеет удовлетворительную транспортную доступность, дорога с грунтовым покрытием, асфальтовая трасса, из инженерных коммуникаций на участке имеется электроснабжение. Для целей исследования земельный участок принят экспертом как условно свободный.
Экспертом в заключении произведен анализ рынка объекта исследования за 2014 год, анализ ценообразующих факторов и рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, анализ фактических данных о ценах предложений к продаже таких земельных участков в сельскохозяйственных районах Ставропольского края, поскольку не удалось выявить предложения о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в Новоселицком районе. Также экспертом произведен анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов, определен сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки – сельскохозяйственного назначения, определена активность рынка – неактивный рынок, описан выбор и применение подходов и методов оценки.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости спорного земельного участка сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходных с оцениваемым. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель – стоимость в рублях 1 га общей площади земельного участка.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами–аналогами. Из 11 объектов, выставленных на продажу на открытом рынке, экспертом выбрано 6 наиболее близких к объекту оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы : все земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположены в Советском районе (аналог № 1), в Шпаковском районе (аналоги № 2 и № 5), в Предгорном районе (аналоги № 3 и № 4), в Кочубеевском районе (аналог № 6), вид их разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, все объекты-аналоги, как и объект оценки, имеют ровный рельеф участка, коммуникации на объектах-аналогах отсутствуют, они относятся к категории свободных относительно улучшений.
При расчете рыночной стоимости спорного объекта оценки экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и таблицы 11 «Расчет рыночной стоимости права собственности земельного участка в районе местоположения объекта исследования» следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на местоположение, на площадь, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от их применения, экспертом подробно мотивированы в заключении. Стоимость 1 га определена экспертом в размере – 34 232 рублей.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемого земельного участка с кадастровым номером … с учетом его местоположения, целевого использования.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
С учетом изложенного, а также выводов, содержащихся в заключении судебной оценочной экспертизы № … от 12 февраля 2020 года, опровергающих содержащиеся в отчете об оценке № … от 09 августа 2019 года данные об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером …, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленного в иске земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.
Содержание заключения эксперта № … от 12 февраля 2020 года свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости спорного земельного участка не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, расчеты, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.
Как указано выше, в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Поэтому обращение ФГУП «Рассвет-Ставрополье» в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.
С учетом изложенного, а также того, что иных надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлялось, суд полагает, что административный истец представил надлежащие доказательства в обоснование своих исковых требований, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …, находящегося в аренде, в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы, подлежат удовлетворению.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административные исковые требования Федерального государственного унитарного предприятия «Рассвет-Ставрополье» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 117064192 кв. м., категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу : Ставропольский край, Новоселицкий район, с. …, территория ОПХ «…», в размере равном его рыночной стоимости – 400732 971 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером …
Датой обращения в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ФГУП «Рассвет-Ставрополье» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю – 02 октября 2019 года.
Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером … применяется с 01 января 2019 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
В окончательной форме решение суда изготовлено 23 марта 2020 года.