Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 октября 2020 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Бектемировой С.Ш.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Шахруевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению Трофимовой Валентины Валерьевны к администрации г.Астрахани, управлению муниципального имущества администрации г.Астрахани об отмене распоряжения и восстановлении права на получение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Администрации МО «<адрес>» об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, восстановлении права семьи на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и восстановлении права семьи на получение земельного участка. В обоснование заявленных требований указано, что на основании Постановления Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ее семья была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей. ФИО1 также было подано Заявление в Управление муниципального имущества о предоставлении земельного участка на льготных условиях, установленных законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для строительства индивидуального жилого дома.
Распоряжением Жилищного управления администрации МО «<адрес>» за № р-04- 03-739 от ДД.ММ.ГГГГ их семью сняли с учета, как нуждающуюся в жилом помещении по достижении ее мужем 36 -летнего возраста.
Считает действия администрации МО «<адрес>» несправедливыми, незаконными, дискриминационными, антиконституционными по отношению к гражданам Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «<адрес>» ФИО4 в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку семья ФИО7 была на законных основаниях снята с учета, поскольку ФИО5 достиг возраста 36 лет.
Представитель Управления муниципальным имуществом администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил в иске отказать.
В силу ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 218, 219 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что на основании Постановления Администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку молодых семей. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением жилищного управления администрации муниципального образования «<адрес>» за № р-04-03-739 семья ФИО7 снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с достижением ФИО5 36-ти летнего возраста.
Указанное распоряжение ФИО1 просит отменить.
Данные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в виду следующего.
Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011-2015 годы, а в последующем на 2015-2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 738-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 24, 25).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 26 Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 997-О).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе, с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО5 на момент формирования указанного Списка достиг предельного возраста, суд приходит к выводу о законности вынесенного Распоряжения.
Само по себе то обстоятельство, что семья истицы была включена в 2012 году список "Обеспечение жильем молодых семей" в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 36 лет. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы. Молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
На основании выше изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку оснований для восстановления права семьи ФИО7 на участие в подпрограмме также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Трофимовой Валентины Валерьевны к администрации г.Астрахани, управлению муниципального имущества администрации г.Астрахани об отмене распоряжения и восстановлении права на получение земельного участка - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 19 октября 2020 года.
Судья: С.Ш. Бектемирова