Дело № 2а-114/2020
УИД: 23RS0049-01-2020-000013-56
Категория 3.193
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Тбилисская 13 февраля 2020 года
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Гулова А.Н.,
при секретаре Волковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таганрогской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Насыпайко Михаилу Васильевичу о взыскании таможенных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Таганрогская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Тбилисский районный суд с административным исковым заявлением к Насыпайко М.В., в котором просила взыскать с Насыпайко Михаила Васильевича сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 319 407 рублей 12 копеек и пени в размере 124 970 рублей 68 копеек (по состоянию на 18.12.2019), а всего взыскать 444 377 рублей 80 копеек.
Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что 24 октября 2015 года в регионе деятельности таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни гражданином Украины Насыпайко Михаилом Васильевичем был осуществлен временный ввоз транспортного средства - легкового автомобиля марки ВАЗ 210430-20, VIN: № 2007 года выпуска, регистрационный номер №, которое было оформлено по ПТД №, в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 22 октября 2016 года. После чего гражданином Украины Насыпайко М.В. временный ввоз не продлевался.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент ввоза транспортного средства регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение). Согласно п. 1 ст. 358 ТК ТС срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. По истечению срока временного ввоза с заявлениями о продлении срока временного ввоза и о выпуске транспортного средства в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза установленным порядком в таможенные органы гражданин Украины Насыпайко М.В. не обращался. Вышеуказанное транспортное средство с территории Евразийского экономического союза не вывозилось, таможенные платежи не уплачивались, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС. Из результатов таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства было установлено, что вышеуказанный автомобиль, ввезен гражданином Украины Насыпайко М.В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза 24 октября 2015 года, хотя таможенным органом был установлен срок временного ввоза до 22 октября 2016 года. Таким образом, в установленный срок транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС. Таганрогской таможней в адрес гражданина Украины Насыпайко М.В. было выставлено Уведомления о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09 апреля 2019 года № 10319000/У2019/0000127 в размере 386 030 рублей 11 копеек, в том числе:
- таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования в размере – 319 407 рублей 12 копеек;
- пени за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования с 23.10.2016 года по 09.04.2019 года в размере – 66 622 рубля 99 копеек, которое было направлено сопроводительным письмом Таганрогской таможни от 09.04.2019 № 11.1-32/06748 (документ прилагается), что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором от 16 апреля 2019 года. Иным образом, взыскать таможенные платежи и пени не представляется возможным.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, однако представил ходатайство об уточнении исковых требований и в окончательном варианте просил взыскать с Насыпайко Михаила Васильевича сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 319 407 рублей 12 копеек и пени в размере 124 970 рублей 68 копеек (по состоянию на 18.12.2019), а всего взыскать 444 377 рублей 80 копеек, обратив взыскание на транспортно средство марки ВАЗ 210430-20, VIN: №, 2007 года выпуска, регистрационный номер №, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей. Уточненные исковые требования мотивировали доводами, ранее изложенными в иске, а также теми обстоятельствами, что административный ответчик не возражает против обращения взыскания на транспортное средство в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
Административный ответчик и его представитель в судебное заседание не явились, однако представили заявление, в котором уточненные исковые требования признали и просили его удовлетворить.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление Таганрогской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Насыпайко Михаилу Васильевичу о взыскании таможенных платежей и пени подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 24 октября 2015 года в регионе деятельности таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни гражданином Украины Насыпайко Михаилом Васильевичем был осуществлен временный ввоз транспортного средства - легкового автомобиля марки ВАЗ 210430-20, VIN: №, 2007 года выпуска, регистрационный номер №, которое было оформлено по ПТД №№, в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 22 октября 2016 года. Данный факт подтверждается пассажирской таможенной декларацией от 24 октября 2015 года.
Материалами дела подтверждено и как следует из объяснений сторон судебного разбирательства, административный ответчик Насыпайко М.В. временный ввоз транспортного средства не продлевал.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент ввоза транспортного средства регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение).
В соответствии с п. 1 ст. 358 ТК ТС срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Аналогичные правила предусмотрены действующим с 01.01.2018 Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), так согласно п.1 ст.264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1года.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Как достоверно установлено судом по истечению срока временного ввоза с заявлениями о продлении срока временного ввоза и о выпуске транспортного средства в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза установленным порядком в таможенные органы гражданин Украины Насыпайко М.В. не обращался.
Вышеуказанное транспортное средство на территорию Евразийского экономического союза не вывозилось, таможенные платежи не уплачивались, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС.
Из результатов таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства было установлено, что вышеуказанный автомобиль, ввезен гражданином Украины Насыпайко М.В. на таможенную территорию Евразийского экономического союза 24 октября 2015 года, хотя таможенным органом был установлен срок временного ввоза до 22 октября 2016 года.
Таким образом, в установленный срок транспортное средство не было вывезено за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, что привело к нарушению требования ст. 358 ТК ТС.
Пунктом 5 ст. 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования на момент выставления Уведомления о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, регулировался ТК ЕАЭС, действующим с 01.01.2018, главой 35 Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №289-ФЗ), а также Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение №107).
Пунктом 3 таблицы 2 к Решению № 107 определены единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, ввозимых физическим лицом для личного пользования.
Таганрогской таможней в адрес гражданина Украины Насыпайко М.В. было выставлено Уведомления о не уплаченных в установленные сроки суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 09 апреля 2019 года № 10319000/У2019/0000127 в размере 386 030 рублей 11 копеек, в том числе:
- таможенные пошлины, налоги по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования в размере – 319 407 рублей 12 копеек;
- пени за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов по единым ставкам в отношении товаров для личного пользования с 23.10.2016 года по 09.04.2019 года в размере – 66 622 рубля 99 копеек, которое было направлено сопроводительным письмом Таганрогской таможни от 09.04.2019 № 11.1-32/06748 (документ прилагается), что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором от 16 апреля 2019 года.
Согласно п. 15 ст. 73 Закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Согласно п. 22 ст. 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом.
Пунктом 23 ст.73 Закона № 289-ФЗ установлено, что уведомления (уточнения к уведомлению) направленные таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
Из уведомления от 09 апреля 2019 года № 10319000/У2019/0000127 усматривается, что ни в установленный срок, ни до настоящего времени, гражданином Украины Насыпайко М.В. требования истца не исполнены.
В соответствии со ст. 72 Закона № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст.76 Закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности, по уплате которых начислены пени.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч.11 ст.72 Закона № 289-ФЗ.
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных п.п.4,5,6 ч.13 и ч.14 ст.72 Закона № 289-ФЗ, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Пунктом ч.14 ст.72 Закона № 289-ФЗ предусмотрено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
По состоянию на 09.04.2019 года размер пеней составляет 66 622 рубля 99 копеек.
Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (п. 9 ч. 4 ст. 72 Закона № 289-ФЗ).
В соответствии с п.5 ч.4 ст.72 Закона №289-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме.
Согласно п.19 ч.3 ст.73 Закона № 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
В соответствии ч.5 ст.71 Закона №289-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных ч.10 и 11ст.76 Закона №289-ФЗ.
В случае неисполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в срок получения настоящего уведомления, установленный п.19 ч.3 ст.73 Закона №289-ФЗ - таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.
На основании п.1 ст. 69 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, или иным таможенным органом, определяемым законодательством о таможенном регулировании государства-члена, в котором произведен выпуск товаров, за исключением случаев, предусмотренных п.п.2,3 настоящей статьи.
В отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза, за исключением незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием, таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом государства-члена, на территории которого выявлен факт такого незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
С учетом указанных обстоятельств дела с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию таможенные платежи в размере 319 407 рублей 12 копеек и пени в размере 124 970 рублей 68 копеек (по состоянию на 18.12.2019 года), а всего 444 377 рублей 80 копеек.
При этом, согласно п. 3 ст. 68 ТК ЕАЭС, дополнительно к мерам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, законодательством государств-членов может устанавливаться такая мера по взысканию таможенных пошлин, налогов, как обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, и иные меры по взысканию таможенных пошлин, налогов.
Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, прекращает обязанность по уплате таможенных пошлин налогов в отношении таких товаров.
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Согласно ч. 5 ст. 71 указанного Федерального закона, взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Цена иска по данному делу составляет 444 377 рублей 80 копеек. В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства РФ в сумме 7 643 рублей 78 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Таганрогской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы в уточненном варианте к Насыпайко Михаилу Васильевичу о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить полностью.
Взыскать с Насыпайко Михаила Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу Таганрогской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере: сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 319 407 рублей 12 копеек и пени в размере 124 970 рублей 68 копеек (по состоянию на 18.12.2019), всего взыскать 444 377 рублей 80 копеек, обратив взыскание на транспортное средство марки ВАЗ 210430-20, VIN: №, 2007 года выпуска, регистрационный номер № в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Взыскать с Насыпайко Михаила Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход государства РФ государственную пошлину в сумме 7 643 рублей 78 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий -
Подлинник решения суда находится в деле № 2а-114/2020, УИД: 23RS0049-01-2020-000013-56.