Дело №2-3772/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Пахомовой Т.А., Красикова А.А. и Истоминой М.О. к администрации <адрес> о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Пахомовой Т.А., Красикова А.А. и Истоминой М.О. обратился в суд с иском к администрации Минусинского района, просил обязать ответчика предоставить Пахомовой Т.А., Красикову А.А. и Истоминой М.О. по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Федорченко М.С. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Пахомова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Красиков А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Истомина М.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Пахомова Т.А., в 2013году Красиков А.А. и в 2009году Истомина (до брака Пыхова) М.О. окончили образовательные учреждения. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 23.09.2014г. Пахомова Т.А., от ДД.ММ.ГГГГ Красиков А.А. и от ДД.ММ.ГГГГ Истомина (Пыхова) М.О. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> и поставлены на учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями не обеспечены, собственных не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию <адрес> в судебном порядке должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилых помещений.
Определением суда указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы Пахомова Т.А., Истомина М.О., Красиков А.А. и его представитель Сахарова О.В. исковые требования также поддержали. Суду пояснили, что в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей, решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет, однако жилыми помещениями до настоящего времени не обеспечены, своих собственных они не имели и не имеют.
Представитель ответчика администрации Минусинского района Мацкевич Е.А., действующая на основании доверенности ( л.д.70), в судебное заседание не явилась, причины неявки в суд не сообщила. Участвуя в предварительном судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что на 2015год финансирование для приобретения указанным гражданам жилья не запланировано, в 2016году возможно будут выделены денежные средства и истцам будут приобретены жилые помещения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом ( л.д.101), причины неявки в суд не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Пахомова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Красиков А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Истомина (до брака Пыхова) М.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 23.09.2014г. Пахомова Т.А., от ДД.ММ.ГГГГ Красиков А.А. и от ДД.ММ.ГГГГ Истомина М.О. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, однако жилые помещения им не предоставлены, своих собственных жилых помещений они не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора, заявлениями истцов Минусинскому межрайонному прокурору от 11.08.2015г., 09.09.2015г. и от 19.08.2015г., паспортами истцов и свидетельствами об их рождении, справками о рождении Пахомовой Т.А. и Истоминой М.О., решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении Пахомовой Г.Н. родительских прав, постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении опеки на Пахомовой Т.А., на постановлением администрации <адрес> № п от ДД.ММ.ГГГГ об определении Пахомовой Т.А. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, на постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об определении Красикова А.А. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении матери Красикова А.А. – Сорокину Н.А. родительских прав, свидетельством о смерти отца Красикова А.А.- Красикова А.А., Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ о включении Красикова А.А. в список очередников детей-сирот, нуждающихся в жилье, гарантийным письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении Красикова А.А. жилым помещением по достижении совершеннолетия, справками администрации <адрес> о направлении документов Красикова А.А. в Министерство образования и науки <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об определении Истоминой М.О. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, решением Шушенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении матери Истоминой М.О. - Букацинской О.В. родительских прав, свидетельством о заключении брака с Истоминым А.А., справками администрации Шушенского сельсовета, справками истцом об окончании учебных заведений, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами и их родителями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, признание требований ответчиком, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Пахомовой Т.А., Красикову А.А. и Истоминой М.О. на территории <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 26.10.2015г.