Решение по делу № 2-1503/2023 от 06.12.2022

Дело №2-1503/2023

24RS0017-01-2022-005565-41

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

29 июня 2023 года                                                      г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Терентьевой Л.В.,

при секретаре Гавриленко К.А.,

с участием истца Попова Г.В.,

представителя ответчика Баумана А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Григория Васильевича к Обществу с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания» о взыскании компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

    Попов Г.В. обратился с иском к ООО «Красноярская рециклинговая компания» о взыскании компенсации морального вреда.

    Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик незаконно получил в свое распоряжение персональные данные истца, используя их для извлечения финансовой выгоды в сфере деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, посредством внесения персональных данных (паспортные данные, адрес места жительства) без согласия истца в базу потребителей. Договор на обращение с твердыми коммунальными отходами с ООО «Красноярска рециклинговая компания» истец не заключал, согласие на предоставление персональных данных ответчику не давал. В <данные изъяты> года ООО «Красноярская рециклинговая компания», не имея заключенного с Поповым Г.В. договора на оказание услуг по обращению с ТКО, равно как и подтвержденного факта пользования истцом такой услугой, в отсутствии права требовать оплаты непредоставленной услуги, а также права на использование персональных данных Попова Г.В., в целях получения финансовой выгоды обратилось к мировому судье <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с истца начисленных сумм за неоказанную услугу. На основании изложенного, с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнения, Попов Г.В. просил взыскать с ООО «Красноярская рециклинговая компания» компенсацию морального вреда, причиненного ему, как субъекту персональных данных, в связи нарушением ответчиком правил обработки персональных данных, в размере 800 000 руб.

    В судебном заседании истец Попов Г.В. исковые требования с учетом представленного уточнения поддержал, от дачи пояснений отказался. Ранее участвуя в предварительном судебном заседании суду пояснил, что в <данные изъяты> года стали поступать звонки от представителей ООО «Красноярская рециклинговая компания» о погашении задолженности по ТКО, которые на вопрос о том, имеется ли заключенный между ним (Поповым Г.В.) и ООО «Красноярская рециклинговая компания» договор, ответили, что достаточно публичного договора. В ответе на обращение об основаниях использования персональных данных, ПАО «Красноярскэнергосбыт» сообщило о заключенном с ООО «Красноярская рециклинговая компания» агентском договоре, в рамках которого были переданы его (Попова Г.В.) персональные данные, без письменного согласия. Дополнив, что имеет заключенный с ПАО «Красноярскэнергосбыт» договор на поставку электроэнергии.

    В судебном заседании представитель ответчика Бауман А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, настаивая на отказе в их удовлетворении. Суду дополнил, что в силу норм действующего законодательства истец обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. ООО «Красноярская рециклинговая компания» является региональным оператором по левобережной группе районов <адрес>, к которым отнесен и <адрес>. Персональные данные истца переданы ПАО «Красноярскэнергосбыт» в рамках заключенного с ООО «Красноярская рециклинговая компания» агентского договора.

    В ранее представленном отзыве на исковое заявление, представитель Бауман А.А. указал, что Попов Г.В., проживающий в <адрес>, ежемесячно получает квитанции от ПАО «Красноярскэнергосбыт», где отражена сумма оплаты за услугу по обращению с ТКО. ДД.ММ.ГГГГ министерство экологии и рационального природопользования <адрес> заключило с ООО «Красноярская рециклинговая компания» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. Согласно п. 1.2. приведенного соглашения региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории <адрес> в соответствии с действующими федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии от ДД.ММ.ГГГГ . Зоной деятельности ответчика, как регионального оператора, является территория <адрес> в соответствии с территориальной схемой. В <адрес> входит, в том числе, территория <адрес>. В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ от 29.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. С учетом изложенного, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - ООО «Красноярская рециклинговая компания» для собственника ТКО - Попова Г.В., как лица, проживающего в доме по адресу: <адрес>, является обязанностью, а не правом, а потому ООО «КРК» вправе требовать оплаты услуги по обращению с ТКО. Финансово-лицевой счет на имя Попова Г.В., как потребителя ООО «КРК», открыт на основании данных ПАО «Красноярскэнергосбыт», полученных в рамках агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 148(23) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право привлекать на основании соответствующего договора организацию для доставки платежных документов потребителям, для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО и подготовки доставки платежных документов потребителям. Таким образом, действия ООО «КРК» по начислению истцу платы по обращению с ТКО не противоречат действующему законодательству, начисление связано с возникновением обязанности оплачивать услуги за обращение с ТКО и осуществляется в соответствии с действующим агентским договором.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ПАО «Красноярскэнергосбыт», будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил.

    При таких обстоятельствах, выслушав мнение сторон, руководствуясь положениями ст. 167 ГК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 24 ФЗ «О персональных данных», лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

    В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства экологии и рационального природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на 10 лет.

    ДД.ММ.ГГГГ между министерством экологии и рационального природопользования <адрес> и ООО «Красноярская рециклинговая компания» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В течение срока действия соглашения региональный оператор (ООО «КРК») обязался организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории <адрес> в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой <адрес> по обращению с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО <адрес>, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно п. 1.3. приведенного соглашения в <адрес> входит <адрес>.

    В соответствии с п. 2.1.8. соглашения региональный оператор обязуется заключать и исполнять договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО (физическими и юридическими лицами) по форме, установленной Правительством Российской Федерации, и обеспечить их исполнение.

    ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноярская рециклинговая компания» (принципал), являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключило агентский договор с ПАО «Красноярскэнергосбыт» (агент), в соответствии с которым агент принял на себя обязательство за вознаграждение совершать комплекс юридических, технических, организационных и иных фактических действий по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей принципала, организации начисления платы потребителям за оказанные принципалом коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей от потребителей за предоставленные принципалом коммунальные услуги по обращению с ТКО на территории <адрес>. Услуги оказываются агентом от своего имени, за счет принципала.

    Судом также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Попову Г.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом <адрес> (доля в праве <данные изъяты>).

    Согласно финансово-лицевому счету , открытому по адресу: <адрес>, абоненту Попову Г.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведено начисление платы по коммунальной услуге «обращение с ТКО» исходя из <данные изъяты> зарегистрированных лиц.

    Как следует из пояснений истца и согласуется с положениями вышеприведенного агентского соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, платежный документ (квитанция) о начислении платы за обращение с ТКО на имя Попова Г.В. поступал от ПАО «Красноярскэнергосбыт».

    В связи с наличием задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО по вышеприведенному адресу в <данные изъяты> года ООО «Красноярская рециклинговая компания» обратилось в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании приведенной задолженности с Попова Г.В.

    Данное заявление удовлетворено, постановленным ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в <адрес> судебным приказом с Попова Г.В. в пользу ООО «Красноярская рециклинговая компания» взыскана задолженность по плате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В связи с поступившими от Попова Г.В. возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен.

    Обращаясь в суд с иском о взыскании с ООО «Красноярская рециклинговая компания» компенсации морального вреда в размере 800 000 руб., Попов Г.В. ссылался на неправомерное использование ответчиком его, как субъекта, персональных данных (ФИО, адрес места проживания, номер телефона), в отсутствие соответствующего согласия и без заключения с ним договора.

    Разрешая заявленные требования, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

    В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Так, в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

    В соответствии с п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту на основании платежных документов.

    Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

    Так, в соответствии с п. 4 ст. 24.7 приведенного ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

    Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

    Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил (п. 148 (21) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

    Согласно п. 148(23) вышеприведенных Правил, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.

    Как следует из положений п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

    Согласно п. 8(17) Правил об обращении с ТКО региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

    Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

    В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18) Правил обращения с ТКО).

    Как следует из положений ст. 3 ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

    Статьей 7 приведенного ФЗ определены принципы и условия обработки персональных данных, прав и субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим Законом, в соответствии с которыми, на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, в силу положений п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных допускается для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Таким образом, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в том случае, если она необходима для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Персональные данные потребителей коммунальных услуг, к которым относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, объективно необходимы указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг исполнителям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей, в связи с чем обработка персональных данных указанными органами и организациями может допускаться без согласия субъекта персональных данных.

Учитывая, что ООО «Красноярская рециклинговая компания» осуществляет предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО на договорных отношениях, в том числе возникших на основании конклюдентных действий потребителей такой услуги; обработка персональных данных последних, к которым относится и истец, объективно необходимы ответчику, как исполнителю, для выполнения возложенных на него законодательством функций, полномочий и обязанностей: по начислению платы за обращение с ТКО, подготовки и доставки платежных документов потребителям; руководствуясь положениями вышеприведенного п. 5 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», суд приходит к выводу о том, что обработка ответчиком персональных данных истца допускается без согласия последнего, как субъекта персональных данных, нарушений прав истца при обработке его персональных данных не усматривает, в связи с чем не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда.

    Руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Попова Григория Васильевича (паспорт серия <данные изъяты>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Красноярская рециклинговая компания» (ИНН ) о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий                                                                                      Л.В. Терентьева

    Мотивированное решение составлено 5 июля 2023 года.

2-1503/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попов Григорий Васильевич
Ответчики
ООО "Красноярская рециклинговая компания"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Терентьева Любовь Викторовна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2023Предварительное судебное заседание
01.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.05.2023Предварительное судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее