Решение по делу № 33-3811/2020 от 26.10.2020

Дело №2-335/2020 (33-3811/2020) Судья Борисова С.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.11.2020 г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Рязанцева В.О. и Василевского С.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Василевского С.В.

дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бологовского городского суда Тверской области от 17.08.2020, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации ЗАТО Озерный Тверской области о признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации, отказать».

Судебная коллегия

установила:

Ракович Р.С. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Озерный Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена для проживания спорная служебная квартира, в которой он проживает по настоящее время и оплачивает коммунальные платежи. По состоянию на 02.10.2003 он имеет выслугу календарную - 17 лет 11 месяцев 24 дня, в льготном исчислении - 22 года 00 месяцев 18 дней, на момент предоставления данного жилого помещения он имел календарную выслугу - 16 лет 3 месяца 9 дней. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.2 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80 он подлежал обеспечению не служебным жилым помещением, а жилым помещением на общих основаниях.

Ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 09.07.2002 №940-р об исключении жилого фонда в <адрес> из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, приводя положения п.2 ст.102 Жилищного кодекса РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», указывал, что при передаче служебных жилых помещений от государственных предприятий или учреждений в муниципальную собственность они утрачивают статус служебных, к таким жилым помещениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, что даёт право проживающим в таких жилых помещениях, в том числе и истцу, приобрести право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца - адвокат Покровский А.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Чувашова Н.В. возражала против удовлетворения иска, поддержав письменные возражения, согласно которым спорная квартира относится к муниципальному имуществу с 1998 года, включена в число служебных квартир на основании постановления администрации от 13.12.2001 №388, предоставлена истцу в качестве таковой в 2002 году, в силу закона приватизации не подлежит. Обращала внимание, что Ракович Р.С., со слов соседей, в спорной квартире не проживает, сдаёт её посторонним гражданам, на учёте граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, следовательно не имеется оснований для заключения с ним договора социального найма. Считала, что Ракович Р.С. не относится к категории граждан, выселение из служебных жилых помещений которых без предоставления другого жилого помещения не допускается, после увольнения из Вооружённых Сил РФ в 2003 году он был обязан освободить данное жилое помещение.

Третьи лица - Комитет по управлению имуществом администрации ЗАТО Озерный и ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в отзывах на иск возражали против его удовлетворения, явку представителей в суд не обеспечили.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе истец Ракович Р.С. просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить, принять новое решение, которым его иск удовлетворить.

В обоснование жалобы указывает, что суд, ссылаясь на то, что спорная квартира включена в число служебных до предоставления её ему, не учёл, что ордер на его вселение выдан КЭЧ, и он в иске отмечал, что при предоставлении ему квартиры должностными лицами КЭЧ и РЖЧ не соблюдены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, поскольку ему предоставлено служебное жилое помещение, а не жилое помещение на общих основаниях.

Приводя разъяснения Верховного Суда РФ, данные в обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, и ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам, повторяет доводы иска о том, что при передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, что даёт право гражданам, занимающим указанные жилые помещения, приобрести их в собственность в порядке приватизации.

В возражениях на апелляционную жалобу Комитет по управлению имуществом администрации ЗАТО Озерный и сама администрация просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы, аналогичные доводам возражений на иск.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещённые о его времени и месте, не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого рода нарушений судом по данному делу не допущено.

Судом при соблюдении принципа состязательности и равноправия сторон, а также при верном распределении обязанностей по доказыванию, исследованы и оценены по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правильно установлены обстоятельства данного дела, которые подробно приведены в обжалуемом решении.

В частности, судом установлено и усматривается из материалов дела, что жилое помещение по адресу: <адрес> на основании распоряжения Правительства РФ №677-р от 30.05.1998 в составе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения войсковой части передано в муниципальную собственность ЗАТО Озерный, после чего постановлением главы администрации ЗАТО Озерный от 13.12.2001 №388 включено в число служебных жилых помещений. Право муниципальной собственности и назначение жилого помещения как служебного зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

В дальнейшем данное жилое помещение на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного войсковой частью Ленинградского военного округа, предоставлено Раковичу Р.С. как военнослужащему.

Приказом командира войсковой части по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ Ракович Р.С. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта.

По делу также усматривается, что Ракович Р.С. на учёте в администрации ЗАТО Озерный как нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался приведёнными в решении действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений положениями ст. 47, 101, 105 Жилищного кодекса РСФСР об основаниях предоставления и назначении служебных жилых помещений, п.2 Постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 №405 о порядке выдачи ордеров на служебные жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках, ст. 49, 92, 100, 103, 104, 105 Жилищного кодекса РФ об основаниях предоставления жилого помещения по договору социального найма и о статусе служебных жилых помещений, ст.2, 4, 6, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», верно учитывал указанные обстоятельства дела и пришёл к обоснованному выводу о том, что Раковичу Р.С. на период прохождения службы в войсковой части, расположенной на территории закрытого административно-территориального образования, органами местного самоуправления данного ЗАТО в установленном законом порядке предоставлена служебная квартира, отнесённая к этой категории после передачи от войсковой части в муниципальную собственность, в связи с чем в отношении неё у Раковича Р.С. не может возникнуть право пользования ею по договору социального найма, что исключает возможность её приватизации.

Выводы суда в этой части подробно и правильно мотивированы, оснований не соглашаться с ними и с приведёнными в их обоснование мотивами судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о праве граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, приватизировать их в случае, когда такие помещения переданы государственными предприятиями или учреждениями в муниципальную собственность, как это разъяснено в ответе на вопрос №21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, отвергаются судебной коллегией как не учитывающие, что приведённая правовая позиция высшей судебной инстанции и положения ч.2 ст.102 Жилищного кодекса РФ о прекращении договора найма служебного жилого помещения при переходе права собственности на него к другому юридическому лицу, на которые также ссылается истец, касаются граждан, проживающих в служебных жилых помещениях на момент их передачи в муниципальную собственность, к которым Ракович Р.С. не относится.

Ему предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и отнесённое к данной категории решением соответствующего органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных действовавшей в рассматриваемое время ст.101 Жилищного кодекса РСФСР.

Доводы апеллянта о том, что выданный ему ордер на занятие спорной квартиры выписан должностными лицами КЭЧ, не указывают на ошибочность выводов суда первой инстанции, поскольку в силу особенностей правового статуса закрытых административно-территориальных образований, предназначения муниципального жилищного фонда в такого рода образованиях и порядка взаимодействия их органов местного самоуправления с соответствующими предприятиями или объектами, установленными Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», выдача истцу ордера войсковой частью, в которой он проходил службу, в связи с которой ему предоставлено спорное жилое помещение, не свидетельствует о каком-либо нарушении закона и не влияет на определение правового статуса жилого помещения.

Кроме того, суд правильно сослался на действовавшее на момент предоставления спорного жилого помещения положение о порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения.

Доводы жалобы Раковича Р.С. о том, что при предоставлении ему спорного жилого помещения не учтены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80 о праве военнослужащих на обеспечение жилым помещением, также отвергаются как ошибочные и не учитывающие, что на органы местного самоуправления муниципальных образований не возложена обязанность по обеспечению военнослужащих, не состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Кроме того, указанные доводы истца не учитывают положения п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о том, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Раковича Р.С. у суда не имелось.

Решение суда отвечает требованиям ст.195 ГПК РФ, является законным и обоснованным, предусмотренных законом оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328, 329, Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверской области от 17.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи В.О. Рязанцев

С.В.Василевский

33-3811/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ракович Р.С.
Ответчики
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области
Другие
Министерство Обороны РФ
войсковая часть 14245
Комитет по управлению имуществом ЗАТО Озерный
ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Тверской областной суд
Судья
Василевский Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
03.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Передано в экспедицию
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее