Решение по делу № 33а-8019/2018 от 17.08.2018

Судья Глухова И.С. Дело №33а-8019/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 1 октября 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Мостовенко Н.Р.,

судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

при секретаре Дермоян Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по уточнённому административному исковому заявлению Трушицына Алексея Ивановича об оспаривании постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 17 мая 2018 г. №1464 «Об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка гражданину Российской Федерации»

по апелляционной жалобе администрации г. Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено,

Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца по нотариально удостоверенной доверенности от 17 июля 2017 г. Нафонайлова А.В., судебная коллегия

установила:

Трушицын А.И., в лице представителя Нафонайлова А.В. обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя нарушением его прав и законных интересов оспариваемым постановлением органа местного самоуправления.

Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2018 г. административное исковое заявление Трушицына А.И. удовлетворено.

Признано незаконным и отменено постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 17 мая 2018 г. №1464.

На администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Трушицына А.И. о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 394 кв.м.

На администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Трушицыну А.И. об исполнении решения по административному делу.

В апелляционной жалобе, поданной представителем администрации г. Феодосии Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, обременён правом аренды, предоставление такого земельного участка в собственность не допускается. Законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура продажи такого земельного участка без проведения торгов собственнику здания, расположенного на земельном участке

В судебном заседании представитель Трушицына А.И. по нотариально удостоверенной доверенности от 17 июля 2017 г. Нафонайлов А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца Нафонайлова А.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.

Суд первой инстанции, признавая незаконным постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 17 мая 2018 г. №1464, исходил из того, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 г., либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. 10 ноября 2016 г. административный истец обращался в администрацию г. Феодосии с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка, в связи с подачей документов на его приватизацию, которые было оставлено без рассмотрения. Также были оставлены без ответа заявления Трушицын А.И. о предоставления земельного участка в собственность от 16 февраля 2016 г. и от 12 июля 2016 г.

Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 г.

Пунктом 19 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Закон Республики Крым от 15 января 2015 г. №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно части 7 статьи 18 вышеуказанного Закона Республики Крым, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.

Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 13 октября 2015 г. N 691 утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым без торгов».

Согласно п. 2.6 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является получение Заявителем одного из следующих документов:

- копия постановления Администрации с печатью протокольной части о предоставлении в аренду земельного участка, проект договора аренды земельного участка, акт передачи земельного участка.

- копия постановления Администрации с печатью протокольной части о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, проект договора безвозмездного пользования земельного участка, акт передачи земельного участка.

- копия постановления Администрации с печатью протокольной части о предоставлении в собственность земельного участка.

- копия постановления Администрации с печатью протокольной части о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.

- копия постановления Администрации с печатью протокольной части об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем определён пунктом 2.10 Административного регламента.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены пункта 2.16 Административного регламента.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Трушицын А.И. является собственником домовладения с надворными строениями, расположенным на земельном участке, размером 421 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 31 июля 1989 г.

26 июля 2006 г. между Феодосийским городским советом и Трушицыным А.И., на основании решения 6 сессии 5 созыва Феодосийского городского совета от 30 июля 2006 г. №167, заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сроком до 30 июня 2055 г., целевое назначение земельного участка – для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства, поскольку на момент его заключения административный истец являлся гражданином Российской Федерации.

19 ноября 2015 г. жилой дом поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый .

19 апреля 2018 г. Трушицын А.И., в лице представителя обратился в администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, площадью 394+/-7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , цель использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство.

Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 17 мая 2018 г. №1464 Трушицыну А.И. отказано в предоставлении в собственность бесплатно без проведения торгов вышеуказанного земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

При этом, вышеуказанное оспариваемое постановление не содержит нормативного обоснования невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка на заявленном виде прав, конкретных обстоятельств, послуживших основанием для отказа.

Поскольку в нарушение п. «в» ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не указано основание для принятия оспариваемого решения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 17 мая 2018 г. №1464 «Об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка гражданину Российской Федерации».

К доводам подателя апелляционной жалобы судебная коллегия относится критически.

10 ноября 2016 г. административный истец обращался в администрацию г. Феодосии с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка, в связи с подачей документов на его приватизацию, которые было оставлено без рассмотрения. Также были оставлены без ответа заявления Трушицын А.И. о предоставления земельного участка в собственность от 16 февраля 2016 г. и от 12 июля 2016 г.

Таким образом, доводы администрации г. Феодосии Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.

При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий Н.Р. Мостовенко

Судьи З.И. Курапова

Е.Г. Павловский

33а-8019/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мостовенко Наталья Рудольфовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
01.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее